В.Ю. ДРАГУНСКИЙ «СВЕРХУ ВНИЗ, НАИСКОСОК!»

Цель:  используя технологию продуктивного чтения,  расследовать, почему рассказ Виктора Драгунского получился таким смешным.

Задачи:

  1. Образовательные: активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время чтения, после чтения;
  2. Развивающие: pазвивать  коммуникативные навыки через работу в паре  и самооценку своей деятельности;
  3. Воспитательные: формировать у детей положительные качества личности.

Планируемые результаты обучения: Личностные:

  • ориентироваться в нравственном содержании рассказа.

Регулятивные:

  • формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять самостоятельность;
  • развивать умение дать оценку своей работы.

Коммуникативные:

  • формировать умение договариваться, находить общее решение;
  • формировать умение аргументировать свой выбор.

Познавательные:

  • способствовать осознанности обучающимися  значимости чтения, пониманию цели чтения.

 

Оборудование:  Литературное чтение: учебник для 3-го класса учреждений общего среднего образования с рус.яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 / В. С. Воропаева, Т.С. Куцапова. – переиздание, исправленное и дополненное. – Минск : Белорусский республиканский литературный фонд, 2012. – 128 с. : ил. Мультимедийный проектор, презентация, индивидуальный раздаточный материал, карточки с заданием для работы в парах и группах.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и роль обучающегося

1.   Мотивация (самоопределение к деятельности)

 

Вступительное слово учителя

Один чудесный человек сказал своим друзьям: «Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть…» (что думают дети, их высказывания). Секрет этого человека я раскрою в конце урока. А сейчас посмотрите на свои пальчики. Большому пальцу я желаю, указательному – успеха, среднему – большого, безымянному – во всём, мизинцу – и везде. ЗДРАВСТВУЙТЕ! Поздоровайтесь ладошками со своими одноклассницами.

2.  Актуализация знаний

 

Урок начинается с просмотра видеосюжетов из мультсборника «Карусель». Слушаем три коротких фольклорных перевёртыша. Какой была ваша реакция на эти стихи? Смеялись. Почему? Значит, сегодня на уроке нас ждёт….. (угадывание слова СМЕХ). Попробуем:

ОПРЕДЕЛИТЬ………

ВЫВЕСТИ……………

А поможет нам в этом замечательный автор и герои его произведения. Кто они такие? Приступаем к разгадке! Работать будем в парах. Назовите правила работы в парах.

 Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Свое несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.

Итак, задание:

- Вычеркните повторяющиеся буквы, а из оставшихся, сложите фамилию детского писателя.

 Д      В       Н       Е           Ж         

 Б      Г       С       И         З

 Р      Е       К       В         Б 

 А      У      Ж      Й        З 

- Кто же является автором произведения? 

- ДРАГУНСКИЙ

- У вас на столе лист самооценки.

Оценивание

Активность

высокая

средняя

низкая

Материал урока

запомнила

есть вопросы

затрудняюсь

Умение объяснить

могу помочь

не всё подскажу

пока слушаю других

Итог

 

 

 

 

- Какие рассказы Виктора Драгунского вам уже знакомы?

- Что вы можете рассказать об этом писателе?

- Игра «Из какого рассказа предмет?

 ( шляпа, шахматы, домино, колбаса, плюшки,  медведь)

   - А теперь  угадайте название произведения  вот по такому математическому чертежу (изображён чертёж от точки сверху, к точке вниз и наискосок). А теперь прочитаем  название произведения, с которым сегодня познакомимся.

«Сверху вниз, наискосок!»

-  Предположите, о чём или о ком может говориться в рассказе с таким названием.

 Предположения детей.                

- Сегодня на уроке:

ХОЧУ………..

НАДО………..

МОГУ ………..

Музыкальная пауза «Подари радость другу»

3. Открытие нового знания.  Антиципация.

 

- Как найдем рассказ в учебнике?

                                 По содержанию

- Откроем учебники (стр.88).  Посмотрите на иллюстрацию. Можете ли вы предположить, о чём мы будем читать? Кто станет главными героями нашего рассказа?

Предположения детей.

- Прочитаем и «поиграем» с  ключевыми  словами рассказа: подбор однокоренных слов, синонимов, объяснение смысла фразеологических оборотов и крылатых выражений, лексического значения слов.

ремонт

бригада

маляр

управдом

складно и аккуратно

ровно и коричнево

насос

пошло-поехало

вошел в азарт

качать во всю ивановскую

остолбенел

как заводной

- Изменились ли ваши предположения, о чём мы будем читать?  

Высказывания детей.

- Как же проверить,  правы ли мы?

 Мы сможем ответить на этот вопрос только тогда, когда рассказ  прочтём.

 - Чтобы понять главную мысль автора, как надо читать?..

 Вдумчиво

-  Мы учимся с вами вести диалог с автором. Хорошее чтение поможет нам понять текст.

4. Первичное чтение текста (по частям). Работа с текстом во время чтения

 

- Думаю, что всем уже не терпится узнать новую историю, поэтому начнём.

-  Послушайте начало  текста и подумайте, верны ли наши предположения?

ПО ХОДУ ТЕКСТА:

 (Во дворе был ремонт…)

-  Вам знакомы герои произведения?

-  А кто является главным героем?     

  Дениска, Мишка

-  Ваши предположения подтвердились?

– Как вы думаете, ремонт доставлял радость? РОДИТЕЛЯМ,  а РЕБЯТАМ?

- Послушайте, что было дальше.

( Пришли девушки-маляры…)

- Задайте вопрос автору.

 Действительно ли девушки были красиво одеты?

Рассуждения детей.

– Найдите в тексте  авторское  отношение  к малярам?

 «Они были очень веселые и ловкие и любили смеяться и всегда пели песню…У них все получается складно и аккуратно» (Послушайте отрывок этой  песни)

-  Читаем дальше.

( Мальчики покрасили Аленку…)

– Хорошо ли сделали мальчики, покрасив Аленку? Найдите авторское отношение.

Автор детей не осуждает.

«Мишка обрадовался и как закричит…»

Мишка кричит: «Здорово получается»

– А Аленке это нравилось? Почему? Докажите словами из текста.

«Аленка прямо завизжала от восторга»

– Понимали ли ребята, что они делают? Докажите строчками рассказа.

 Не понимали. «Мишка приналёг и стал качать во всю ивановскую»

- Послушайте, что происходило после.

 (Мишкино белье)

- Задайте вопрос автору.

 Хорошо ли сделали мальчики, покрасив Мишкино белье?

- Найдите ответ на вопрос в тексте.

 «А Мишка прямо вошел в азарт, качает насос, как заводной»

 - Интересно, что будет дальше?

 ( Ребята покрасили управдома)

- Задайте вопрос автору.

 Что значит остолбенел?

-Как вы понимаете значение слова остолбенел?

Рассуждения детей.

– Что потом было ребятам? Сделайте предположения.

Предположения детей.

- Послушайте заключительную часть

(И с тех пор…).

- Правильно или нет, что детей наказали?

Высказывания детей.

5. Работа с текстом после чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какое настроение при чтении рассказа?

Словарь настроений

 Индивидуальная работа со словарем настроений

- От чьего имени ведется рассказ?

 От имени Дениски

-Когда произошла эта история?

  «В то лето, когда я не ходил в школу…»

- Вспомните, что любит Денис?

Любит родителей, животных, все красивое.

- Что явилось причиной этой истории?

 Интерес к работе взрослых, у которых все получилось складно и аккуратно и желание сделать красоту.

-  Какое чувство испытали вы, слушая рассказ  «Сверху  вниз,  наискосок!»?

Чувство радости.  Всё сделанное детьми смешно.

-  А что почувствовали Мишка, Дениска и Алёнка, когда насос заработал и из шланга побежала краска? Найдите в тексте.

«Мишка обрадовался…», «Алёнка завизжала от восторга», «Мишка вошёл в азарт», а Дениска работал без перерыва.

-  Почему ребята так увлеклись этим занятием,  и что они успели покрасить?

 На всё, что делали дети, им самим «любо - дорого смотреть было». Успели покрасить Алёнку с ног до головы, Мишкино бельё, новую дверь на парадном и даже костюм управдома Алексея Акимыча. Дети так увлеклись своим занятием, что забыли обо всём на свете.

Физкультпауза для глаз

Работа  в парах

- Подчеркните слова, которые наиболее точно говорят о главных героях:

Грубые, добрые, веселые, шаловливые, общительные, любознательные, смелые.

- Итак, какие же слова наиболее точно характеризуют детей?

 Рассуждения детей.

- Объясните значение слова шаловливые.

Работа в группах по плану  

Правила работы в группе

1.     В группе должен быть ответственный

2.     Работать должен каждый на общий результат

3.     Один говорит, другие слушают

4.     Если не понял, переспроси

5.     Своё несогласие высказывай вежливо

- Почему рассказ такой смешной? Расследуйте по плану, предоставленному на карточке:

Задание для 1 группы

-         Найдите два-три смешных места в рассказе.

-         Подумайте, чем они похожи между собой.

-         Попробуйте вывести свой первый закон смешного: нам смешно, когда …

-         есть контраст: Аленка была белая, а стала – «коричневая», Мишкино белье «отделал» и «любо – дорого  посмотреть было», «белый костюм управдома» поливают коричневой краской.

Задание для 2 группы

- Выберите правильный ответ и подчеркните его.

1.     Как зовут главного героя в рассказе В.Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»? (Сашка; Борька; Дениска)

2.     С кем подружились ребята во дворе?

(с животными; с рабочими; с малярами)

3.     Что было на головах у девушек – маляров?

(платки; шапки из газет; шляпы)

4.     Куда пошли тётя Раечка, тётя Нелли и тётя Саня?

(обедать; смотреть телевизор; читать газеты)

5.     На кого стала похожа Алёнка, когда её покрасили ребята?

(на американку; на японку; на индейку)

6.     Как красил Мишка дверь?

(аккуратно; некрасиво; сверху вниз, наискосок).

Задание для 3 группы

- Из перечисленных рассказов В.Драгунского «расшифровать» названия и оценить по смешливости от 5 до 10 баллов.

«Зеленчатые леопарды», «Заколдованная буква», «Тайное становится явным», «Англичанин Павля», «Где это видано, где это слыхано», «Арбузный переулок», «Бы….».

 

 ВЫВОД: смех вызывает КОНТРАСТ  - резкая противоположность

- Нам смешно, когда происходит несоответствие, между тем, что было задумано, и тем, что получилось на самом деле.

Оценивание своей работы

- Почему В.Ю. Драгунский  назвал рассказ

«Сверху  вниз, наискосок!»

Показать интерес детей к работе взрослых, желание главного героя стать маляром и делать красоту.

- Как автор относится к тому, что натворили дети? Докажи.

 Авторский мягкий, беззлобный юмор по отношению к «творчеству» трёх друзей.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Итак:  

Что определили на уроке?

Какую формулу попытались вывести?

Это важно для жизни или можно без этого обойтись?

 Чего хотели для себя  на этом уроке?

 Что для этого было сделано?

 Что пока не удалось?

Самооценка: активность, усвоение материала урока, умение объяснить тему одноклассницам. Отметка учителя. Интрига: «У меня нет волшебной палочки, но у меня есть… волшебная полочка. На вид полочка совсем проста: простая фанера с простыми деревянными бортиками. Но в ней волшебная сила!» Ваша реакция? Удивились, улыбнулись и даже рассмеялись.  Смех всегда связан с тем, что не ждёшь, что невозможно представить в обычной жизни по правилам. А вот и моё «спасибо» для вас (кармашки с секретиками для каждого с сюрпризом и пожеланием).

7. Домашнее задание

1. Перечитать смешные моменты из рассказа В.Ю. Драгунского.

2.  Пофантазировать: герои рассказа – это вы.   Рассказать эту историю своим друзьям от первого лица.

3. Предлагаю вспомнить удивительные и смешные истории из вашей жизни и подготовить небольшой рассказ. Расследуйте, почему было смешно.