Изготовление изделий из бумаги и картона. Конструирование в технике оригами (базовая форма «квадрат»)

Цель урока: формирование у учащихся представления о модульном оригами

 

Задачи урока:

1) актуализировать имеющийся у учащихся опыт складывания базовой формы «квадрат», изготовления на её основе фигурки тигрёнка способом многократного сгибания;

2) развивать у учащихся эстетический вкус, навыки самооценки результатов собственной деятельности, коммуникативные умения и умения работать в парах и группах;

3) воспитывать трудолюбие, внимательность, стремление дарить радость себе и окружающим, создавая красоту своими руками.

 

Оборудование:

- Журба, А.Ф. Трудовое обучение: учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. - Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010;

-  Журба, А.Ф. Трудовое обучение во 2 классе: учебно-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения.- Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2011;

- компьютер;

- мультимедийная презентация;

- индивидуальные карты самооценки (для каждого учащегося);

- карточки для игр;

- цветные стикеры-«домики» для рефлексии.

 

Материалы, инструменты и приспособления:

- ножницы;

- подкладная доска (плотный картон);

- гладилка;

- клей;

- лист цветной бумаги песочного, коричневого или оранжевого цвета (А4);

- фломастеры (чёрный, синий, жёлтый, коричневый).

 

План урока

I ЭТАП. Организационно-мотивационный.

  • Проверка готовности класса к уроку.
  • Создание доброжелательной атмосферы, хорошего настроения на уроке.
  • Рефлексия.

 

II ЭТАП. Теоретический.

         2.1. Введение в тему урока, постановка цели и задач.

         2.2. Игра «Почтовый ящик».

         2.3. Восприятие новой информации о тиграх.              

III ЭТАП. Практический.

  • Инструктаж по безопасной организации труда на рабочем месте.
  • Объяснение и закрепление приёмов и последовательности выполнения изделия.
  • Выполнение работы по изготовлению фигурки тигрёнка

 Физкультминутка.

IV ЭТАП. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Определение практической значимости выполненной работы.
  • Организация выставки готовых изделий.
  • Выявление отношения каждого учащегося к результатам собственной деятельности.

 

Ход урока

 

I ЭТАП. Организационно-мотивационный.

Цель: обеспечение готовности учащихся к уроку, их быстрого включения в деловой ритм работы, создание доброжелательной, комфортной обстановки.

 

           Учитель (читает четверостишье, учащиеся выполняют разминку): 

- Из глубокого колодца

                                        (каждый учащийся смыкает свои руки в кольцо)

Солнце медленно встаёт,                       (руки поднимают над головой)

Свет его на нас прольётся,

                                        (руки вытянуты перед собою ладошками вверх)

Луч его нам улыбнётся,             (руки разводят в стороны, улыбаются)

Новый день оно начнёт.            (руки опускают вниз)

Учитель: - С хорошим солнечным (морозным, снежным и т.п.) новым днём всех вас! Пусть он будет для всех вас удачным, радостным.

Попробуйте определить цвет вашего настроения сегодня. Скажите, какое оно – ваше настроение?

                    (Учащиеся высказываются, называя по очереди цвет своего настроения).

 

II ЭТАП. Теоретический.  

Цель: организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся, усвоение ими новой информации.  

 

Учитель: – Сегодня мы с вами будем учиться конструировать в технике оригами из базовой формы «квадрат». Что мы знаем об этой технике? (учащиеся отвечают)

- Кроме этих знаний нам с вами нужно очень хорошо знать жизнь «братьев наших меньших». А для этого предлагаю вам провести игру «Почтовый ящик».

  • Проводится игра «Почтовый ящик» с использованием компьютерной презентации.

На экране появляется конверт «1-е послание» (Приложение 1). Учитель раздаёт учащимся карточки с ребусами.

Учитель: - На ваших столах лежат листы с зашифрованным словом (каждой паре – отдельное слово). Разгаданный ребус один ученик из группы прикрепляет магнитиком на доске.

Учащиеся разгадывают ребусы и прикрепляют на доске.

 

Учитель: - А сейчас все вместе посмотрим на экран и проверим свои ответы. Это дикие животные, звери, обитатели белорусских лесов.

(Приложение 1).

  • На экране появляется конверт «Второе послание», учитель раздаёт учащимся конверт «Собери пазлы»

(Приложение 1).

Учитель: - У всех вас на столах лежат карточки с «необычными» примерами. Сложив и отняв части в этих примерах, вы узнаете, кого мы будем изготавливать из бумаги, используя технику модульного оригами.

Учащиеся работают в парах над решением «необычных» примеров:

 

 

Тир + гора – о - ра = ?

 

Т + игры – ы = ?

Учитель: - Вы отгадали слово? (Отгадка – ТИГР)

          Молодцы! А какой тигр будет на пазлах? Сложите части в одну картинку.

  • Учащиеся составляют пазлы. У них получается белый тигр.
  • Рассказ учителя о белых тиграх (Приложение 1)

Учитель: - В лесах нашей республики может жить этот хищник? Почему не может? Где мы можем увидеть тигров? А как зовут детёныша тигрицы?

  • Учащиеся отвечают на вопросы.

Ответ на последний вопрос – тигрёнок.

Учитель: - Молодцы! Спасибо за знания! Вручаю вам мини-картинки с изображением тигрёнка. Похожего на него тигрёнка мы с вами сейчас и сделаем.

 

III ЭТАП. Практический.

Цель: организация трудовой творческой деятельности учащихся по изготовлению изделия в технике оригами.

 

Учитель: - Итак, мы будем учиться складывать базовую форму «квадрат» и изготавливать на её основе фигурку тигрёнка.

- Что нам понадобится? (учащиеся называют материалы и инструменты)

- Какие инструменты, лежащие у вас на парте, могут быть опасными? (учащиеся отвечают)

- Какие правила работы с ножницами нужно помнить, чтобы избежать опасности? (учащиеся отвечают)

- Прочитаем нашу памятку, которая лежит у вас на столах (Приложение 2).

Учитель: - А ещё я хочу вам дать дружеские советы:

            Будем аккуратными и внимательными во время работы!

            Будем оказывать посильную помощь друг другу!

            Будем спрашивать, если не понятно!

  • Работа учащихся с индивидуальной картой самооценки (Приложение 3).

Учитель: - Оценивать свою работу предлагаю вам по этой лесенке. Она придаст вам уверенности в ваших силах и поможет в сложных моментах. Начинаем с первой ступеньки «Начинай, не бойся!».

Покажите свою готовность к работе, поставив любой значок (символ - улыбка, солнышко, крестик и т.п.) на первой ступеньке.

(Учащиеся заполняют карту).

Учитель: - Приступаем к работе.

  • Просмотр слайдов о последовательности выполнения изделия. Первая половина - «Туловище»  (Приложение 4)
  • Поэтапное выполнение работы по изготовлению туловища тигрёнка.

 

  • Физкультминутка. Двигательная пауза под музыку из передачи « В мире животных». Дети кружатся, танцуют. После слов учителя «На месте замри!» игроки замирают в разных позах, изображая животных.

 

  • Продолжение работы. Изготовление головы тигрёнка.

Учитель: - Попросим нашу карту нас подбодрить и оценить. Поставьте какой-либо значок (символ) на второй ступеньке «Пробуй!  У тебя всё получится!» (Учащиеся заполняют индивидуальные карты).

Учитель: - Продолжаем нашу работу. Делаем голову тигрёнка (Приложение 5). Показываем готовое изделие. Завершаем работу. Соединяем части: туловище и голову, раскрашиваем фигурку тигрёнка при помощи фломастеров (Приложение 6).

  • Рубрика «Это интересно» (рассказ учителя о редком животном – белом тигре):

- Мир животных богат и разнообразен. Все животные отличаются по строению, внешнему виду, способу передвижения. Они летают, бегают, прыгают, ползают, плавают… Но все они - большие и маленькие - нуждаются в защите человека. Белые тигры занесены в Красную книгу России. А какие животные занесены в Красную книгу Республики Беларусь? (Учащиеся отвечают)

Девиз всего живого на Земле: «Будь же добрым со мной, не трогай меня, и я принесу тебе радость!»

 

IV ЭТАП. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: создание условий для осмысления учащимися своих действий и их самооценки.

 

Учитель:            - А теперь скажи, дружок,

    Тебе понравился урок?

    Что расскажешь папе, маме?

    Поделись сейчас ты с нами.

        Учитель предлагает учащимся поработать с индивидуальной картой, поставив любой значок на третьей ступеньке «Ты собой гордишься?» (Учащиеся осуществляют самостоятельную оценку своей работы на уроке с помощью индивидуальной карты).

Учитель:  - Ребята, скажите, пожалуйста, а где мы можем использовать наше изделие – этого замечательного тигрёнка? Какое его практическое применение?

 (Примерные ответы учащихся: «Тигрёнка можно использовать как игрушку, разместить в уголке природы, можно подарить кому-нибудь, можно создать кукольный театр и разыграть сценку»).

 

  • Организация выставки готовых работ.

        Учитель предлагает детям выставить свои работы в классе на любое место по их желанию (на книжную полку, в уголок цветов и др.).

 

  • Заключительное слово учителя:

- Спасибо за труд! Я предлагаю всем желающим взять в руки ваши карточки и рассказать о том, как вы оцениваете вашу работу на уроке.

(Учащиеся по желанию высказываются).

Учитель: - Я тоже хочу оценить нашу с вами деятельность. У меня есть значок «домик» (это наш дружный класс), и я прикреплю его на одну из двух картинок – ромашковое поле (другая картинка – пасмурный дождливый день). Это значит, что мне было приятно с вами сотрудничать, вы показали хорошие знания и в результате у вас получились замечательные тигрята!

        Всем спасибо. Урок закончен. До свидания.