Изготовление изделий из бумаги и картона. Конструирование в технике оригами (базовая форма «квадрат»)
Цель урока: формирование у учащихся представления о модульном оригами
Задачи урока:
1) актуализировать имеющийся у учащихся опыт складывания базовой формы «квадрат», изготовления на её основе фигурки тигрёнка способом многократного сгибания;
2) развивать у учащихся эстетический вкус, навыки самооценки результатов собственной деятельности, коммуникативные умения и умения работать в парах и группах;
3) воспитывать трудолюбие, внимательность, стремление дарить радость себе и окружающим, создавая красоту своими руками.
Оборудование:
- Журба, А.Ф. Трудовое обучение: учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения. - Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010;
- Журба, А.Ф. Трудовое обучение во 2 классе: учебно-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения.- Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2011;
- компьютер;
- мультимедийная презентация;
- индивидуальные карты самооценки (для каждого учащегося);
- карточки для игр;
- цветные стикеры-«домики» для рефлексии.
Материалы, инструменты и приспособления:
- ножницы;
- подкладная доска (плотный картон);
- гладилка;
- клей;
- лист цветной бумаги песочного, коричневого или оранжевого цвета (А4);
- фломастеры (чёрный, синий, жёлтый, коричневый).
План урока
I ЭТАП. Организационно-мотивационный.
- Проверка готовности класса к уроку.
- Создание доброжелательной атмосферы, хорошего настроения на уроке.
- Рефлексия.
II ЭТАП. Теоретический.
2.1. Введение в тему урока, постановка цели и задач.
2.2. Игра «Почтовый ящик».
2.3. Восприятие новой информации о тиграх.
III ЭТАП. Практический.
- Инструктаж по безопасной организации труда на рабочем месте.
- Объяснение и закрепление приёмов и последовательности выполнения изделия.
- Выполнение работы по изготовлению фигурки тигрёнка
Физкультминутка.
IV ЭТАП. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Определение практической значимости выполненной работы.
- Организация выставки готовых изделий.
- Выявление отношения каждого учащегося к результатам собственной деятельности.
Ход урока
I ЭТАП. Организационно-мотивационный.
Цель: обеспечение готовности учащихся к уроку, их быстрого включения в деловой ритм работы, создание доброжелательной, комфортной обстановки.
Учитель (читает четверостишье, учащиеся выполняют разминку):
- Из глубокого колодца
(каждый учащийся смыкает свои руки в кольцо)
Солнце медленно встаёт, (руки поднимают над головой)
Свет его на нас прольётся,
(руки вытянуты перед собою ладошками вверх)
Луч его нам улыбнётся, (руки разводят в стороны, улыбаются)
Новый день оно начнёт. (руки опускают вниз)
Учитель: - С хорошим солнечным (морозным, снежным и т.п.) новым днём всех вас! Пусть он будет для всех вас удачным, радостным.
Попробуйте определить цвет вашего настроения сегодня. Скажите, какое оно – ваше настроение?
(Учащиеся высказываются, называя по очереди цвет своего настроения).
II ЭТАП. Теоретический.
Цель: организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся, усвоение ими новой информации.
Учитель: – Сегодня мы с вами будем учиться конструировать в технике оригами из базовой формы «квадрат». Что мы знаем об этой технике? (учащиеся отвечают)
- Кроме этих знаний нам с вами нужно очень хорошо знать жизнь «братьев наших меньших». А для этого предлагаю вам провести игру «Почтовый ящик».
- Проводится игра «Почтовый ящик» с использованием компьютерной презентации.
На экране появляется конверт «1-е послание» (Приложение 1). Учитель раздаёт учащимся карточки с ребусами.
Учитель: - На ваших столах лежат листы с зашифрованным словом (каждой паре – отдельное слово). Разгаданный ребус один ученик из группы прикрепляет магнитиком на доске.
Учащиеся разгадывают ребусы и прикрепляют на доске.
Учитель: - А сейчас все вместе посмотрим на экран и проверим свои ответы. Это дикие животные, звери, обитатели белорусских лесов.
(Приложение 1).
- На экране появляется конверт «Второе послание», учитель раздаёт учащимся конверт «Собери пазлы»
(Приложение 1).
Учитель: - У всех вас на столах лежат карточки с «необычными» примерами. Сложив и отняв части в этих примерах, вы узнаете, кого мы будем изготавливать из бумаги, используя технику модульного оригами.
Учащиеся работают в парах над решением «необычных» примеров:
Тир + гора – о - ра = ? |
Т + игры – ы = ? |
Учитель: - Вы отгадали слово? (Отгадка – ТИГР)
Молодцы! А какой тигр будет на пазлах? Сложите части в одну картинку.
- Учащиеся составляют пазлы. У них получается белый тигр.
- Рассказ учителя о белых тиграх (Приложение 1)
Учитель: - В лесах нашей республики может жить этот хищник? Почему не может? Где мы можем увидеть тигров? А как зовут детёныша тигрицы?
- Учащиеся отвечают на вопросы.
Ответ на последний вопрос – тигрёнок.
Учитель: - Молодцы! Спасибо за знания! Вручаю вам мини-картинки с изображением тигрёнка. Похожего на него тигрёнка мы с вами сейчас и сделаем.
III ЭТАП. Практический.
Цель: организация трудовой творческой деятельности учащихся по изготовлению изделия в технике оригами.
Учитель: - Итак, мы будем учиться складывать базовую форму «квадрат» и изготавливать на её основе фигурку тигрёнка.
- Что нам понадобится? (учащиеся называют материалы и инструменты)
- Какие инструменты, лежащие у вас на парте, могут быть опасными? (учащиеся отвечают)
- Какие правила работы с ножницами нужно помнить, чтобы избежать опасности? (учащиеся отвечают)
- Прочитаем нашу памятку, которая лежит у вас на столах (Приложение 2).
Учитель: - А ещё я хочу вам дать дружеские советы:
Будем аккуратными и внимательными во время работы!
Будем оказывать посильную помощь друг другу!
Будем спрашивать, если не понятно!
- Работа учащихся с индивидуальной картой самооценки (Приложение 3).
Учитель: - Оценивать свою работу предлагаю вам по этой лесенке. Она придаст вам уверенности в ваших силах и поможет в сложных моментах. Начинаем с первой ступеньки «Начинай, не бойся!».
Покажите свою готовность к работе, поставив любой значок (символ - улыбка, солнышко, крестик и т.п.) на первой ступеньке.
(Учащиеся заполняют карту).
Учитель: - Приступаем к работе.
- Просмотр слайдов о последовательности выполнения изделия. Первая половина - «Туловище» (Приложение 4)
- Поэтапное выполнение работы по изготовлению туловища тигрёнка.
- Физкультминутка. Двигательная пауза под музыку из передачи « В мире животных». Дети кружатся, танцуют. После слов учителя «На месте замри!» игроки замирают в разных позах, изображая животных.
- Продолжение работы. Изготовление головы тигрёнка.
Учитель: - Попросим нашу карту нас подбодрить и оценить. Поставьте какой-либо значок (символ) на второй ступеньке «Пробуй! У тебя всё получится!» (Учащиеся заполняют индивидуальные карты).
Учитель: - Продолжаем нашу работу. Делаем голову тигрёнка (Приложение 5). Показываем готовое изделие. Завершаем работу. Соединяем части: туловище и голову, раскрашиваем фигурку тигрёнка при помощи фломастеров (Приложение 6).
- Рубрика «Это интересно» (рассказ учителя о редком животном – белом тигре):
- Мир животных богат и разнообразен. Все животные отличаются по строению, внешнему виду, способу передвижения. Они летают, бегают, прыгают, ползают, плавают… Но все они - большие и маленькие - нуждаются в защите человека. Белые тигры занесены в Красную книгу России. А какие животные занесены в Красную книгу Республики Беларусь? (Учащиеся отвечают)
Девиз всего живого на Земле: «Будь же добрым со мной, не трогай меня, и я принесу тебе радость!»
IV ЭТАП. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: создание условий для осмысления учащимися своих действий и их самооценки.
Учитель: - А теперь скажи, дружок,
Тебе понравился урок?
Что расскажешь папе, маме?
Поделись сейчас ты с нами.
Учитель предлагает учащимся поработать с индивидуальной картой, поставив любой значок на третьей ступеньке «Ты собой гордишься?» (Учащиеся осуществляют самостоятельную оценку своей работы на уроке с помощью индивидуальной карты).
Учитель: - Ребята, скажите, пожалуйста, а где мы можем использовать наше изделие – этого замечательного тигрёнка? Какое его практическое применение?
(Примерные ответы учащихся: «Тигрёнка можно использовать как игрушку, разместить в уголке природы, можно подарить кому-нибудь, можно создать кукольный театр и разыграть сценку»).
- Организация выставки готовых работ.
Учитель предлагает детям выставить свои работы в классе на любое место по их желанию (на книжную полку, в уголок цветов и др.).
- Заключительное слово учителя:
- Спасибо за труд! Я предлагаю всем желающим взять в руки ваши карточки и рассказать о том, как вы оцениваете вашу работу на уроке.
(Учащиеся по желанию высказываются).
Учитель: - Я тоже хочу оценить нашу с вами деятельность. У меня есть значок «домик» (это наш дружный класс), и я прикреплю его на одну из двух картинок – ромашковое поле (другая картинка – пасмурный дождливый день). Это значит, что мне было приятно с вами сотрудничать, вы показали хорошие знания и в результате у вас получились замечательные тигрята!
Всем спасибо. Урок закончен. До свидания.