"Научиться любить, научиться делать добро". По рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы"
Русская литература 5 класс
Учитель: Салаган А.В.
Раздел программы: «И вижу я себя ребёнком…»
Тема урока: "Научиться любить, научиться делать добро". По рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы".
Цель: раскрытие самоотверженности мальчика, чувства любви к «меньшим братьям», доброго отношения к миру, формируемого с детства в семье, как основа нравственности.
Задачи:
обучающая: ознакомить с жизнью и творчеством В.И.Белова; обсудить содержание рассказа.
развивающая: развивать читательскую зоркость.
воспитывающая: воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный
Оборудование:
- Портрет В. И. Белова, список произведений.
- Иллюстрация с изображением скворцов.
- Закладки с изображением скворца.
- Рисунки учащихся к данному произведению.
- Аудиозапись с голосами птиц.
- Скворечник.
Ход урока
Доброта приносит людям рад
И взамен не требует награды.
Н. Тулупова.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Вступление (Звучит аудиозапись «Соловьиная песня»).
|
Деятельность учителя на этом этапе направлена на создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке. |
Слушают пение соловья, эмоционально настраиваются на работу. |
Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
Работа с портретом
Усвоение новых знаний
Целеполага ние
Актуализация знаний
Постановка проблемного вопроса Беседа по тексту
Физкультминутка
Работа с текстом
Обобщение
Подведение итогов урока. Выставление отметок
Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Заключение
Рефлексия
|
1. Произносит эпиграф. «Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . Если доброта живет на свете, Радуются взрослые и дети. И, конечно, надо добрым быть, И в беде друг друга не забыть, И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей». Это слова белорусской поэтессы Нины Тулуповой. Две строчки именно из этого стихотворения являются эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Попробуйте порассуждать над смыслом этих слов. 2. Цитирует В.И.Белова. «Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку. Тихая моя Родина, ты все также врачуешь мою душу зеленой тишиной». ? Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова Эти слова принадлежат В. И. Белову, замечательному русскому писателю, автору рассказа "Скворцы".
1. Предлагает обратиться к портрету писателя и ответить на вопросы. ? Какой это человек ? Что можете сказать о писателе по его портрету: выражению лица, глазам, одежде? 2. Обобщает сказанное. На лице пожилого человека – мудрость, морщинки у глаз и у носа; глаза устремлены на что- то, может быть, на свою землю, и он, возможно, хочет сказать: "Тихая моя родина, а ты все так же не даешь мне стареть и вручаешь душу своей земной тишиной". 1. Даёт краткие сведения о писателе. Василий Иванович Белов родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области, в крестьянской семье. Почти всю свою жизнь прожил в Вологде. В литературу пришел как поэт, печатался в газетах, работал в колхозе, столяром в леспромхозе и на заводе в Перми, мотористом электростанции. Он писал о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке- труженике, о судьбе женщины- матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе. К сожалению, совсем недавно, 4 декабря 2012 года, Василий Иванович скончался от продолжительной болезни. 2. Настраивает на работу с текстом. Сегодня мы познакомимся с замечательным рассказом В. Белова «Скворцы». Но прежде чем мы приступим к работе над этим рассказом, я хочу предложить вам список произведений этого автора, которые возможно вы захотите прочитать. (Раздаёт листочки со списком). Предлагает определить цели урока. Давайте вместе определим цели нашего урока. Ответьте на вопросы: 1. С кем мы должны познакомиться? 2. Что выяснить?
Предлагает вопросы с целью проверить, насколько внимательно дети читали рассказ. Учитель предлагает обучающимся скворечник, сделанный из картона, в котором находятся бумажки с именами пятиклассников. Первую бумажку вытягивает учитель.
Вопросы: ? Павлуня взглянул в окошко и увидел сосульку. А где намерзла эта сосулька? ? На что она была похожа? ? Было холодно, накапало. Откуда капало? ? С чем сравнивается синее небо?
? Как звали фельдшера? ? Кем был отец Павлуни? ? Кем была Мать Павлуни? ? Чем пахло от рук отца?
? Что принес отец домой с работы? ? Когда стало темно в доме, что зажег отец? ? Перечислите, какие инструменты занес отец в дом?
? С какой веткой вошел отец Павлуни с улицы? ? Чем пахло от скворечника? ? Как называлась черемуха, на которой висел еще первый скворечник в деревне? Настраивает на продуктивную работу Сегодня у нас урок необычный, и чтобы он прошел удачно, я хочу, чтоб у нас была доброжелательная атмосфера. Давайте будем трудиться сообща, слушать и стараться понять друг друга. Первый вопрос вам: Кто главный герой произведения? А почему рассказ о мальчике называется "Скворцы"? Мы должны выяснить это с вами в ходе урока. Предлагает ответить на вопросы: Кто такой Павлуня? Что мы о нем знаем? В какой семье он живет? Как родители относятся к мальчику? Любит ли Павлуня свой дом? О каком времени года говорится в произведении? - Почему мальчик с нетерпением ждал отца с работы? Проводит физкультминутку. Предлагает закрыть глаза и послушать пение скворцов. Работа в группах. (Учитель дарит детям закладки с изображением скворца). Учитель делит класс на три группы. Задание для первой группы: Вспомнить эпизод «Прилёт скворцов». Ответить на вопрос: Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде «Прилет скворцов?» Подтвердить словами из текста. Задание для второй группы: Вспомнить эпизод «Два скворца в скворечнике». Ответить на вопросы: Каково было поведение скворцов? Чем они привлекали к себе внимание людей? Подтвердить словами из текста. Задание для третьей группы: Вспомнить эпизод «Упавший скворечник». Ответить на вопросы: Какая произошла беда? Как писатель передает состояние и действия потрясенного чужой бедой мальчика? Подтвердить словами из текста.
Предлагает обобщить всё вышесказанное. Задание: зачитайте последний абзац. Ответьте на вопросы: Верите ли вы, что Павлуня выздоровеет, а скворцы прилетят завтра? О чем говорит последнее слово «завтра?»
Подводит итоги урока совместно с обучающимися и оценивает степень достижения поставленной цели урока. Пришло время ответить на главный вопрос нашего урока. - Так почему рассказ о мальчике называется "Скворцы"? Чему учит нас рассказ? Информирует о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению, отвечает на вопросы обучающихся.
Предлагаю написать продолжение рассказа: "Что ожидает героя завтра?".
В одном из стихотворений есть такие строки: У нас в краю тебе помогут птицы Узнать, какие души у людей. Оказывается, у птиц есть чутье, и они селятся только у добрых людей, где в семье лад. Так же, как и аисты. Предлагаю вам также проявить заботу о наших пернатых друзьях. Сейчас за окном зима, снег и мороз. Птицам приходится нелегко. Вы можете помочь им пережить зиму, если каждый из вас сделает кормушку и повесит за своим окном. Птицы будут вам благодарны. Будьте внимательны друг другу, к окружающим вас людям, природе, спешите делать добрые дела и помните: "Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды". Проводит рефлексию. У меня на столе лежат два вида смайликов: одни выражают радость, другие – грусть. Предлагаю вам по очереди подойти к доске и выбрать те смайлики, которые характеризуют: 1) ваше отношение к уроку; 2) вашу работу на уроке.
|
Слушают учителя и настраиваются на продуктивную работу.
Дети высказывают свои предположения. (Добрый, любит Родину, природу, людей, свой дом).
Отвечают на вопросы. (Лицо – круглое, морщинистое; лоб – высокий, широкий; борода – маленькая, аккуратная; рот – как бы приоткрывает; Интеллигентный – галстук).
Слушают учителя.
Высказывают предположения. (С главным героем рассказа В. И. Белова «Скворцы»). (Чему учит рассказ).
Чьё имя написано на бумажке, та девочка и отвечает на вопрос, который она в свою очередь выбирает наугад на распечатанных листочках. Если она не знает ответ, помогают одноклассники. Следующий листок с именем тянет предыдущая отвечающая. И т.д.
(на карнизе)
(на штык) (с застрехов)
(с обложкой на новой тетради). (Иван Яковлевич) (трактористом) (колхозница) (трактором и снегом) (фильтр масляный) (десятилинейную лампу) (топор, ножовку, рубанок, долото, молоток) (черемухи)
(смолой) (Гурихина черемуха)
Обучающиеся отвечают на вопрос.
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Участвуют в проведении физкультминутки. Обучающиеся выполняют задание учителя.
Зачитывают последний абзац. Отвечают на вопросы. (Надежда! Она остается. Автор дарит ее нам и героям. Мальчик обязательно вылечится, и скворцы прилетят). Участвуют в подведении итогов урока.
Записывают домашнее задание. Задают вопросы по домашнему заданию
Слушают учителя
При помощи смайликов оценивают: 1)урок; 2)свою работу на уроке. |