"Научиться любить, научиться делать добро". По рассказу Василия Ивановича Белова "Скворцы"

Русская литература  5 класс

Учитель: Салаган А.В.

Раздел программы: «И вижу я себя ребёнком…»

Тема урока: "Научиться любить, научиться делать добро".  По    рассказу  Василия Ивановича Белова "Скворцы".

Цель: раскрытие самоотверженности мальчика, чувства любви к «меньшим братьям», доброго отношения к миру, формируемого с детства в семье, как основа нравственности.

 

Задачи:

обучающая: ознакомить с жизнью и творчеством В.И.Белова; обсудить содержание рассказа.

развивающая:  развивать читательскую зоркость.

воспитывающая: воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Форма урока: комбинированный

 

Оборудование:

  1. Портрет В. И. Белова, список произведений.
  2. Иллюстрация с изображением скворцов.
  3. Закладки с изображением скворца.
  4. Рисунки учащихся к данному произведению.
  5. Аудиозапись с голосами птиц.
  6. Скворечник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Доброта приносит людям рад

И взамен не требует награды.

Н. Тулупова.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вступление

(Звучит аудиозапись «Соловьиная песня»).

 

Деятельность учителя на этом этапе направлена на создание благоприятной  эмоциональной обстановки на уроке.

Слушают пение соловья, эмоционально настраиваются на работу.

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с портретом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоение новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполага

ние

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса

Беседа по тексту

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

Работа с текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока. Выставление отметок

 

 

 

 

Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Произносит эпиграф.

«Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... .

 Если доброта живет на свете,

 Радуются взрослые и дети.

 И, конечно, надо добрым быть,

 И в беде друг друга не забыть,

 И завертится земля быстрей,

 Если будем мы с тобой добрей».

Это слова белорусской поэтессы Нины Тулуповой. Две строчки именно из этого стихотворения являются эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Попробуйте порассуждать над смыслом этих слов.

2. Цитирует В.И.Белова.

«Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку. Тихая моя Родина, ты все также врачуешь мою душу зеленой тишиной».

? Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова

Эти слова принадлежат В. И. Белову, замечательному русскому писателю, автору рассказа "Скворцы".

 

1. Предлагает обратиться к портрету писателя и ответить на вопросы.

? Какой это человек

? Что можете сказать о писателе по его портрету: выражению лица, глазам, одежде?

2. Обобщает сказанное.

На лице пожилого человека – мудрость, морщинки у глаз и у носа; глаза устремлены на что- то, может быть, на свою землю, и он, возможно, хочет сказать: "Тихая моя родина, а ты все так же не даешь мне стареть и вручаешь душу своей земной тишиной".

1. Даёт краткие сведения о писателе.

 Василий Иванович Белов родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области, в крестьянской семье. Почти всю свою жизнь прожил в  Вологде. В литературу пришел как поэт, печатался в газетах, работал в колхозе, столяром в леспромхозе и на заводе в Перми, мотористом электростанции. Он писал о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке- труженике, о судьбе женщины- матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе. К сожалению, совсем недавно, 4 декабря 2012 года, Василий Иванович скончался от продолжительной болезни.

2. Настраивает на работу с текстом.

 Сегодня мы познакомимся с замечательным рассказом В. Белова «Скворцы». Но прежде чем мы приступим к работе над этим рассказом, я хочу предложить вам список произведений этого автора, которые возможно вы захотите прочитать. (Раздаёт листочки со списком).

Предлагает определить цели урока.

Давайте вместе определим цели нашего урока. Ответьте на вопросы:

1. С кем мы должны познакомиться?

2. Что выяснить?

 

 

 

Предлагает вопросы с целью проверить, насколько внимательно дети читали рассказ.

Учитель предлагает обучающимся скворечник, сделанный из картона, в котором находятся  бумажки с именами пятиклассников. Первую бумажку вытягивает учитель.

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

? Павлуня взглянул в окошко и увидел сосульку. А где намерзла эта сосулька?

?  На что она была похожа?

? Было холодно, накапало. Откуда капало?

? С чем сравнивается синее небо?

 

? Как звали фельдшера?

? Кем был отец Павлуни?

? Кем была Мать Павлуни?

? Чем пахло от рук отца?

 

? Что принес отец домой с работы?

? Когда стало темно в доме, что зажег отец?

? Перечислите, какие инструменты занес отец в дом?

 

? С какой веткой вошел отец Павлуни с улицы?

 ? Чем пахло от скворечника?

? Как называлась черемуха, на которой висел еще первый скворечник в деревне?

Настраивает на продуктивную работу

Сегодня у нас урок необычный, и чтобы он прошел удачно, я хочу, чтоб у нас была доброжелательная атмосфера. Давайте будем трудиться сообща, слушать и стараться понять друг друга.

Первый вопрос вам: Кто главный герой произведения?

А почему рассказ о мальчике называется "Скворцы"? Мы должны выяснить это с вами в ходе урока.

Предлагает ответить на вопросы:

Кто такой Павлуня? Что мы о нем знаем? В какой семье он живет?

Как родители относятся к мальчику?

Любит ли Павлуня свой дом?

О каком времени года говорится в произведении?

- Почему мальчик с нетерпением ждал отца с работы?

Проводит физкультминутку.

Предлагает закрыть глаза и послушать пение скворцов.

Работа в группах. (Учитель дарит детям закладки с изображением скворца).

Учитель делит класс на три группы.

Задание для первой группы:

Вспомнить эпизод «Прилёт скворцов». Ответить на вопрос: Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде «Прилет скворцов?» Подтвердить словами из текста.

Задание для второй группы:

Вспомнить эпизод «Два скворца в скворечнике». Ответить на вопросы: Каково было поведение скворцов? Чем они привлекали к себе внимание людей? Подтвердить словами из текста.

Задание для третьей группы:

Вспомнить эпизод «Упавший скворечник». Ответить на вопросы: Какая произошла беда? Как писатель передает состояние и действия потрясенного чужой бедой мальчика? Подтвердить словами из текста.

 

Предлагает обобщить всё вышесказанное.

Задание: зачитайте последний абзац. Ответьте на вопросы:

Верите ли вы, что Павлуня выздоровеет, а скворцы прилетят завтра?

О чем говорит последнее слово «завтра?»

 

 

 

 

Подводит итоги урока совместно с обучающимися и оценивает степень достижения поставленной цели урока.

Пришло время ответить на главный вопрос нашего урока.

- Так почему рассказ о мальчике называется "Скворцы"?

Чему учит нас рассказ?

Информирует о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению, отвечает на вопросы обучающихся.

 

Предлагаю написать продолжение рассказа: "Что ожидает героя завтра?".

 

В одном из стихотворений есть такие строки:

У нас в краю тебе помогут птицы

 Узнать, какие души у людей.

Оказывается, у птиц есть чутье, и они селятся только у добрых людей, где в семье лад. Так же, как и аисты. Предлагаю вам также проявить заботу о наших пернатых друзьях. Сейчас за окном зима, снег и мороз. Птицам приходится нелегко. Вы можете помочь им пережить зиму, если каждый из вас сделает кормушку и повесит за своим окном. Птицы будут вам благодарны.

Будьте внимательны друг другу, к окружающим вас людям, природе, спешите делать добрые дела и помните:

"Доброта приносит людям радость

 И взамен не требует награды".

Проводит рефлексию.

У меня на столе лежат  два вида смайликов: одни выражают радость, другие – грусть. Предлагаю вам по очереди подойти к доске и выбрать те смайлики, которые характеризуют:

1) ваше отношение к уроку;

2) вашу работу на уроке.

 

 

Слушают учителя и настраиваются на продуктивную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают свои предположения.

(Добрый, любит Родину, природу,  людей,  свой дом).

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

(Лицо – круглое, морщинистое; лоб – высокий, широкий; борода – маленькая, аккуратная; рот – как бы приоткрывает; Интеллигентный – галстук).

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения.

(С главным героем рассказа В. И. Белова «Скворцы»).

(Чему учит рассказ).

 

 

Чьё имя написано на бумажке, та девочка и отвечает на вопрос, который она в свою очередь выбирает наугад на распечатанных листочках. Если она не знает ответ, помогают одноклассники. Следующий листок с именем тянет предыдущая отвечающая. И т.д.

 

(на карнизе)

 

(на штык)

(с застрехов)

 

(с обложкой на новой тетради).

(Иван Яковлевич)

(трактористом)

(колхозница)

(трактором и снегом)

(фильтр масляный)

(десятилинейную лампу)

(топор, ножовку, рубанок, долото, молоток)

(черемухи)

 

(смолой)

(Гурихина черемуха)

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся отвечают на вопрос.

 

 

 

Обучающиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Участвуют в проведении физкультминутки.

Обучающиеся выполняют задание учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачитывают последний абзац. Отвечают на вопросы.

(Надежда! Она остается. Автор дарит ее нам и героям. Мальчик обязательно вылечится, и скворцы прилетят).

Участвуют в подведении итогов урока.

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание. Задают вопросы по домашнему заданию

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При помощи смайликов оценивают:

1)урок;

2)свою работу на уроке.