Обобщение и систематизация знаний по темам «Химическая связь и строение вещества», «Химические реакции»

УРОК 19.

Тема: Обобщение и систематизация знаний по темам «Химическая связь и строение вещества», «Химические реакции»

Цель:

обучающая: повторение и систематизация знаний по темам «Химическая связь и строение вещества», «Химические реакции», приведение в соответствие теоретических знаний и практических умений, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом деятельности.

развивающая: развитие умения видеть зависимость свойств вещества от его строения, анализировать учебную информацию, пользоваться учебным пособием, дополнительной и справочной литературой, выделять главное, существенное в изучаемом материале и систематизировать полученные знания.

воспитательная: содействие воспитанию сознательного отношения к работе в группе, паре, воспитание самостоятельности в ходе выполнения задания, привитие культуры общения.

Задачи:

  1. актуализировать личностный потенциал обучающихся к обобщению и систематизации знаний;
  2. создать содержательные и организационные условия для обобщения и систематизации знаний, овладения умением и опытом деятельности;
  3. обеспечить развитие умений сравнивать, выделять главное, классифицировать, анализировать, обобщать, делать выводы;
  4. содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
  5. помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности;
  6. обеспечить развитие у обучающихся монологической и диалогической речи;
  7. воспитывать осознание роли науки в жизни общества.

Рекомендации учителю:

         Предварительная подготовка.

На доске:

  1. Записана тема урока и основные вопросы темы.

Вопросы темы (крыло доски слева):

  • что такое химическая связь,
  • типы химической связи,
  • молекулярное и немолекулярное строение вещества,
  • типы кристаллических решеток,
  • межмолекулярное взаимодействие и агрегатное состояние вещества,
  • классификация химических реакций,
  • факторы, влияющие на скорость химических реакций,
  • степень окисления, окислительно-восстановительные реакции,
  1. химическое равновесие, условия смещения химического равновесия.

Эпиграф к уроку «Знания только тогда настоящие, если они добыты не запоминанием, а усилиями своей мысли» (Л.Толстой)

  1. 3. Организация учебных мест.

Класс делится на 3 команды, работа за круглым столом.

  1. Материально-техническое обеспечение урока.

Учебное пособие, алгоритм составления характеристики вещества,   презентации обучающихся, мультимедиа проектор, задачные блоки материалов по обобщению и систематизации, контролю знаний по изученной теме, сборник «Химия в алгоритмах» Т. М. Еняковой, маркеры.

Технологическая карта урока

Основные этапы       урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы, методы,

     приемы

1

2

3

4

5

І этап. Вводный

Организационный момент

цель

Приветствует учащихся. Организация и ориентация их деятельности, выбор экспертной группы. Предлагает сформулировать цели урока.

Слушают вступительное слово учителя.

Словесные

ІІ этап. Установочный

Мотивация и целеполагание

 

Цель

Дополняет выступления учащихся по целеполаганию.

Высказывают свое мнение относительно идеи эпиграфа и содержания урока, согласно заявленной темы. Определяют и принимают цели

Словесные

ІІІ этап. Организационно-познавательный (блочный)

1) Представление учащимися результатов домашней работы (компьютерных презентаций)

 

 

 

 

2)  Самопроверка домашнего задания с использованием листов самопроверки

 

Физкультпауза 

В компьютерных презентациях раскрываются

тип хим. связи. электронные и графические формулы, молекулярное и немолекулярное строение веществ, типы  кристаллических решеток, степени окисления.

Определить тип

хим связи, тип крист.решетки, степени окисления,  охарактеризовать хим. реакцию.

Предлагает обучающимся выполнить презентацию домашнего задания и кратко прокомментировать ее при показе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает сверить результаты ответов с листом самопроверки домашнего задания,    произвести самооценку с учётом указанных критериев.

 

Предлагает физоргу класса провести физкультпаузу

Демонстрируют компьютерные презентации своих проектов на мультимедиа и кратко комментируют предлагаемый материал

 

 

 

 

Выполняют самопроверку и самооценку домашнего задания

Выполняют упражнения

Работа в группе

Словесные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

ІV этап. Контролирующий Игра «Кто быстрее заполнит логическую карту»

 

 

А) разработка проекта

 

Б)  оформление результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

В) презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г) Оценивание результатов учебной деятельности учащихся на данном этапе

 

Химические свойства, номенклатура, типы реакций,

условия протекания реакций

Предлагает каждой   команде выполнить  по алгоритму:1-ая команда характеризует в-во N2,(читают стих)

2-ая команда-NH3,(читают стих) 3-ая команда-NH4Cl .

Команды  заносят задание маркером в  логическую карту,  пишут свои фамилии в указанную клетку. Учитель предлагает воспользоваться листом

№ 1 для самопроверки.

Предлагает быстро (по мере заполнения карты) вывесить лист на доску.

 

 

 

Оценивает совместно с экспертной группой работы учащихся, отмечает неиспользованные возможности, потенциал продолжения работы, качество отчета.

Предлагает обучающимся подытожить урок

 

Выполняют

самопроверку и самооценку домашнего задания, читают стихи про азот, аммиак, разбирают их, комментируют

 

 

Выполняют упражнения

Выполняют  задание, осуществляют самопроверку,  заносят записи в «логическую карту»

Вывешивают листы на доску, готовятся к защите проекта. Распределяют обязанности, советуются друг с другом.

В порядке очередности вывешивают листы на доске, выходят группами и защищают свой проект.

 

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок, сдают заполненный лист для дальнейшей более детальной проверки учителем. Эксперты вносят в оценочный лист заработанные баллы каждым участником группы.

Работа в группе

V этап. Подведение итогов

VІ этап.

Домашнее задание

 

 

VІІ этап. Рефлексия

 

 

Предлагает обучающимся подытожить урок.

Задаёт домашнее задание. Получить вещество NH43,классиффицировать реакцию, охарактеризовать   по алгоритму.

Предлагает учащимся заполнить лист с рефлексией

Выступают с кратким подведением итогов урока. Записывают домашнее задание.

 

Проводят рефлексию