«Внетабличное умножение и деление» (закрепление полученного материала)

Урок математики в 3 классе

«Внетабличное умножение и деление» (закрепление полученного материала)

Цель: систематизация вычислительных навыков внетабличного деления и умножения

Дидактические задачи:

  • закрепить приёмы внетабличного умножения и деления, деления с остатком, решения текстовых задач составлением уравнения;
  • совершенствовать навыки нахождения неизвестных компонентов при умножении и делении.

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление, математическую речь,
  • формировать умение работать самостоятельно, в парах.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать стремление совершать добрые поступки, отзывчивость, взаимовыручку, желание помочь.

Оборудование: рисунки, схемы, опоры, записи на доске, карточки, компьютер

Ход урока

  1. Организационный этап
  • Круг радости, эмоциональный настрой

 – Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения. (Минутка создания настроения и разминки пальчиков. Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:

желаю (большой)

успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

Здравствуй (вся ладонь)

  • Сообщение темы и задач.

– Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах    Ж.Ж. Руссо. – Удачи! В добрый путь за знаниями

Сегодня мы с вами будем закреплять то, чему вы научились на прошлых уроках. Что мы должны сделать на уроке?

  • повторить… таблицу умножения, взаимосвязь компонентов действий;
  • закрепить приёмы… внетабличного умножения и деления;
  • отрабатывать умение решать… текстовые задачи.

 (на доске: повторить…закрепить… отработать…)

 

Вот это всё, что мы должны с вами выполнить на уроке!

Давайте откроем тетради и запишем «число, классная работа».

Запись даты.

  1. Этап проверки домашнего задания

Задача этапа: установить полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми, выявить пробелы в знаниях и способах деятельности обучающихся.

- А теперь давайте проверим, как же вам ваши знания по математике помогли решить задания. У меня есть солнышко, а у него лучики. Давайте раскрасим лучики вашими ответами на домашние примеры.

 

34             16               52                     

23             38               72

  1. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе (устный счет)

Задача: проверка знаний умений и навыков обучающихся, необходимых для выполнения заданий основного этапа

- Вы знаете, что наша гимназия – это ваш второй дом, а наш класс – это ваша вторая семья. Сегодня мы свами принимаем у себя гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Давайте выполним задание.

1.Вычислите произведение 4 и 7; (28-П)

2.Увеличьте 8в6раз; (48-Т)

3.Найдите частное чисел 63 и 9; (7-С)

4.Уменьшите 240 в 3раза; (80-О)

5.Сколько раз по 5метров содержится в 40 метрах; (8-М)

6.Уменьшите 72 на 9; (63-С)

7.Во сколько раз 3десятка больше 3? (10-И)

  1. Найди 1/9 часть числа 81 (9-И)

9.1/8 часть числа равна 5. Чему равно число? (Е-40)

  1. Частное чисел 35 и 7 (М-5)
  2. 60 дм – сколько метров ? (6 м – Т)

12.1 ч 30 мин – сколько минут? (90 мин – Г)

  1. Мама детишкам пекла пирожки,

Каждому ровно досталось по три.

Сколько мама испекла пирогов?

Каждый, наверно, ответить готов?

Думайте быстрей!

У мамы дочка и пять сыновей. (1 + 5 =6; 6*3=18) (18 –Р)

  1. Хоть и крошка осьминог,

Но имеет восемь ног.

Сколько нужно пар сапог,

Чтоб обулся осьминог?  (8:2=4) (4 – О)

- Запишите числа в порядке убывания. Прочитайте слово. Получилось слово гостеприимство. Вы знаете, что 2014 год объявлен годом гостеприимства. Сегодня мы свами будем создавать сад гостеприимства, сажать деревья. Первое дерево, которое мы посадим, будет называться «Дерево доброты»! Чтобы мы смогли его посадить в нашем саду, надо выполнить задание:

Для детей детского сада купили 12 красных мячей, а зелёных – в 2 раза больше. Сколько всего мячей купили детям? (О приятных поступках)

В автобусе  ехало 32взрослых, а детей в 4раза меньше. Задайте к задаче вопрос так, чтобы она решалась бы в  2 действия. (1-вариант-задача решается вычитанием, а 2-вариант-сложением. Что должны сделать дети, когда в автобус входят взрослые?

- Вот мы сейчас  повторили, закрепили? Повторили таблицу умножения, закрепили решение простых задач с приёмами внетабличного умножения и деления.

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.

(Запись на доске)

Прикоснись ко мне добротой,

                                     И болезни смоет волной,

                                    И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой...

Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (Ответы детей)

Давайте разместим наше дерево в саду.

Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным и добрым человеком.

  1. Этап закрепления пройденного материала

Задача: обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, необходимых для дальнейшего самостоятельного его применения, обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

- Скажите, когда вы идёте на День Рождения, что вы несёте своей подруге или сестричке? (подарок либо цветы) А вам приятно, когда вам дарят цветы? Какие вы любите цветы? Давайте решим задачу про цветы!

 

Стр. 16 № 1 (картинка с розами)

45 : 6 =7 (ост. 3)

- Конечно, человек приятно, когда они получают такой знак внимания. Вот и мы нашим гостям дарим вот такие розы!

Следующее дерево, которое мы посадим в наш сад, будет «Дерево вежливости». Для того, чтобы мы посадили это дерево, выполним задание и вспомним деление с остатком. № 2 с. 16

88:40 =                     41:10 =            

66:30=                      76:15=

Остальные примеры решите самостоятельно.

Давайте проверим. Какие действия вы повторили при решении этого примера? (деление с остатком)

Какие мы с вами должны быть? (вежливыми)

Добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы посадим «Дерево вежливости»

Физминутка

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит.. (добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания)

Игра «Вежливые слова» Я называю вам просьбу! Если в ней нету вежливых слов, то вы не выполняете. Например, Поднимите, пожалуйста, руки вверх, хлопайте в ладоши и т.д.

- В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Мы сейчас с вами посадим следующее дерево «Дерево мудрости».  (Показываю карточку, а с другой стороны написана пословица. Дети решают уравнение, а проверить можем решив уравнение и разгадав пословицу.) Я буду показывать вам карточки, на которых записаны начала пословиц, а вы будете называть окончания. (Показ карточек, а на карточках записаны уравнения).

Доброе дело  два века живёт.

Добрые дела  дороже богатства.

Жизнь дана на добрые дела.

На доске записаны уравнения.

  • 1 группа выбирает и решает уравнения на нахождения неизвестного множителя,
  • 2 группа выбирает и решает уравнения на нахождения неизвестного делимого,
  • 3 группа выбирает и решает уравнения на нахождения неизвестного делителя.

а∙4=72                            У:3=15                   42:х=3

- А ещё в наш сад, конечно же, нужно посадить  «Дерево дружбы»

Мы сегодня перенеслись в лето, а летом у вас каникулы, вы ездите в деревню к бабушке или в оздоровительный лагерь. Помогите решить задачу на с. 16 № 3

О ком говорится в задаче? (О детях из разных школ) Они приехали в один лагерь и разделились на звенья по 10 человек. Какой вопрос задачи?

Приехало – 50 уч. и 40 уч.

Разделились  - ? з. по 10 чел.

Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько всего детей было и по сколько человек разделились. Знаем? Надо найти, сколько всего детей приехало. Каким действием найдём? (сложением)

1 способ

1) 50 +40 =90 (уч.) приехало

2) 90 : 10 = 9 (з.) образовалось

2 способ

50:10 + 40 : 10 = 9 (з.)

Ответ: 9 звеньев

- Что мы делали с вами? (Отработали умения решения текстовые задачи, совершенствовали навыки нахождения неизвестных компонентов при умножении и делении)

Физминутка

Наедине с собой. Звучит запись легкой спокойной музыки, на фоне музыки – голос учителя.

Реснички опускаются

Глазки закрываются

Вы спокойно отдыхает

Сном волшебным засыпает

Ваши руки отдыхают

Ноги тоже отдыхают

Шея не напряжена

И расслаблена

Дышится легко

Свободно… Глубоко…(Длительная пауза)

Хорошо вам отдыхать!

Но пришла пора вставать!

Крепче кулачки сожмите,

Их повыше поднимите,

Потянуться! Улыбнуться!

Всем глаза открыть и встать!

Дети встают и хором говорят слова:

- Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы!

- Скажите, у какого человека больше друзей? (Ответы детей).

Какое  есть  прекрасное  слово дружба.  Давайте  посадим  в  наш  сад «Дерево дружбы»

Гостеприимность проявляется также и в уважении к тем людям, которые к вам приехали или пришли. Поэтому надо посадить «Дерево уважения»

Давайте выполним № 8 на с.17. Надо определить по рисунку расстояние между точками С и D

20 +18 + x =100  Составляем вместе

38 + x = 100 Решают самостоятельно

X = 100 – 38

X = 62

- Ребята, а какие слова могут обидеть? (Злые, грубые...).

Есть хорошая пословица «Доброе слово лечит, а злое калечит».

От кого вы часто слышите добрые слова? (Ответы детей.)

А где вы их слышите? (Ответы детей.)

Давайте посадим «Дерево уважения». Мы должны уважать тех, людей которые приедут к нам поболеть за свою хоккейную команду.

- Что мы вспомнили, выполнив это задание? (составили уравнение к задаче)

И мы с вами сейчас посадим следующее дерево « Дерево добрых слов».

Какие добрые слова вы знаете?

Вместе, сообща мы решим геометрическую задачу. Дан прямоугольник, длина которого равна 5см, а ширина на 2см меньше. Найдите его периметр.

 15-2=13(см)-вторая сторона прямоугольника

 (15+13)*2=28*2=(20+8)*2=40+16=56(см)

- Вот нам тоже очень важно посадить «Дерево щедрости»

А сможем это сделать только когда решим примеры на стр. 17 №11

Решение примеров по вариантам. Первый вариант решает первый столбик, а второй – второй столбик. Два ученика выполняют у доски.

1вариант                                               2 вариант:

15                                                                3

5                                                                  0

84                                                                11

- Поменяйтесь тетрадями с соседями по парте, проверьте ответы друг друга.

- Есть солнце большое — оно на небе. А есть маленькое солнце — оно светит в каждом из нас. Это гостеприимство белорусского народа.

  1. Этап подведения итогов

Задача: качественная оценка работы класса и отдельно обучающихся, объявление отметок.

Закончите одно из предложений:

Я выполняла задания…

Я поняла, что…

Теперь я могу…

Я научилась…

У меня получилось…

Я смогла…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Было интересно…

Было трудно…

  1. Этап рефлексии

Задача: инициировать и интенсифицировать рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности

Посмотрите что мы сегодня должны были сделать? Что сделали? Со всем ли мы справились?

Решали:

  • примеры на внетабличное умножение и деление;
  • примеры на деление с остатком;
  • текстовые задачи;

- А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Добрые слова – корни

Добрые мысли – цветы

Добрые дела – плоды

Добрые сердца – сады.

Круг «От сердца к сердцу».

- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

 

Исполняется песенка о математике.

(На мотив песни «Мы желаем счастья  вам»)

Песенка о математике.

  1. Нам без математики нельзя,

Математика для нас важна –

Делает нас сильными и мудрыми она.

Снова всех сплотила нас она,

В этом классе вместе собрала.

Рады всех приветствовать мы

И пропеть друзьям.

Припев. Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом.

Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким –

Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.

  1. Математика везде нужна,

Помогает в жизни нам она,

Корабли водить на море, строить города.

Будем с математикой дружить,

Интересней будет в жизни жить.

Рады всех приветствовать мы

И пропеть друзьям.