Изобразительно-выразительные возможности простого предложения

Ирина Михайловна Полянская, учитель русского языка и литературы высшей категории государственного учреждения образования

«Жодинская женская гимназия» г. Жодино Минской области

 

Урок русского языка в XΙ классе филологического профиля

Тема урока: Изобразительно-выразительные возможности простого предложения

Цели урока: создание условий для развития ключевых компетенций

  • языковая компетенция: повторение, закрепление и расширение знаний обучающихся об изобразительно-выразительных возможностях языка;
  • речевая компетенция: формирование и закрепление умений выявлять и анализировать в простых предложениях выразительные средства;
  • коммуникативная компетенция: развитие умения использовать изобразительно-выразительные средства и конструкции в собственных текстах;
  • лингвокультурологическая компетенция: осознание морально-нравственного компонента притчи о силе воли.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: лингвистический эксперимент.

Оборудование: презентация РР, таблица «Изобразительно-выразительные средства языка», таблицы с «белыми пятнами», видеофрагмент, художественный текст для анализа, лист самооценки. 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока

Тема урока «Изобразительно-выразительные возможности простого предложения» (Слайд 1 – тема урока).

  1. 2. Вступительное слово учителя.

Средств выразительности в русском языке очень много, поэтому трудно развить умение видеть их в тексте, правильно классифицировать и определять их функцию. Разобраться в этой сложной теме нам поможет необычная форма нашего урока. Итак, внимание на экран (Слайд 2- ролик «Химики» из «Ералаш»).

  1. Определение формы урока через ролик.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

-К какому методу получения знаний прибегли ребята? Что они проводят? (Эксперимент).

-Можно ли провести эксперимент на уроке русского языка? (Да, можно, но лингвистический). Лингвистический эксперимент – это один из видов лингвистического анализа текста, при котором произвольно производится замена одного из языковых средств другим (синонимическим) (Слайд 3).

III. Целеполагание и мотивация.

-Что может быть предметом лингвистического эксперимента? (Текст, слово).

- Для чего можно проводит эксперимент на уроке языка, какова его цель? (С помощью эксперимента можно проверить точность информации или фактов).

- Давайте сформулируем цель нашего эксперимента? Какой факт языка мы проверим, исходя из нашей темы урока? (Итак, мы проведем лингвистический эксперимент, т.е. исследование, опыт над простыми предложениями в тексте и выявим их выразительные возможности) (Слайд 4 –цель урока).

- А какие задачи мы определим для успешности нашего эксперимента? (формулировка по слайду 5 – задачи урока):

-повторить и расширить знания об …;

- выявлять в тексте…, определять… и анализировать…. ;

-использовать … в собственных текстах.

  1. IV. Формулировка гипотез и задач эксперимента.

- Что может придать выразительности простому предложению? (Выразительные средства языка – тропы и фигуры).

- Эксперимент – это активный метод исследования какого-то языкового явления (текста), который служит для проверки гипотезы.

- Какие же две противоположные гипотезы мы выдвинем, исходя из темы и цели нашего эксперимента: 1-ая гипотеза:

Простое предложение может обладать большими выразительными возможностями благодаря наличию в них средств выразительности языка (тропов и фигур), которые способны передавать тончайшие оттенки чувств, движение человеческой души и мысли, вызывая тем самым ответный отклик.

2-ая гипотеза:

Простое предложение может обладать выразительными возможностями и без средств выразительности языка (тропов и фигур), которые перегружают текст, не способны передавать оттенки чувс тв и мыслей, делают смысл высказывания запутанным.

-Что же мы будем делать с текстом, чтобы подтвердить одну из наших гипотез?

Задачи эксперимента (Слайд 8- задачи эксперимента).

  1. Найти средства выразительности, использованные в простых предложениях(1-6) текста, квалифицировать их, распределив в таблицу с пропусками.
  2. Убрать их из текста, составив новый текст без выразительных средств.

3.Определить роль выразительных средств методом сравнения двух текстов.

  1. VОпределение метода фиксации результатов испособов контроля за проведением эксперимента

(Составление таблицы, создание другого текста и сравнительный анализ двух текстов; самооценка).

  1. VI. Лингвистический эксперимент.

-Теперь, когда мы разобрались в сущности нашего эксперимента, я предлагаю всем принять в нем непосредственное участие.

  1. Наблюдение над языковым материалом.

- Я, как руководитель нашей экспериментальной группы, выбрала объект эксперимента. Послушаем художественный текст, который сейчас прозвучит (Приложение 1). (Слад 7 - аудиозапись текста «Притча о двух птицах»).

  1. Фронтальная беседа:

- Понравился ли вам текст? Произвел ли он на вас впечатление?

- Что представляет из себя данный текст по жанру? (Притча - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

- Какие особенности текста помогли безошибочно определить жанр?

- Какое изобразительно-выразительное средство языка (троп) составляет основу притчи? (Аллегория).

- Обратите внимание, какие предложения преобладают в данном тексте? (Простые).

  1. 3Физкультминутка
  2. Заполнение таблицы (1-ый этап эксперимента).

Пользуясь памятками на столе «Изобразительно- выразительные средства языка», проанализируйте выразительные средства (тропы и фигуры) простых предложений притчи, определите их вид, распределив в таблицу с пропусками (таблицы на партах).

Презентация работы в парах. (Представляют по цепочке все изобразительно-выразительные средства в 1-6 простых предложениях притчи).

- Давайте озвучим полученные результаты 1-го этапа эксперимента. Написанное проверьте по слайду-подсказке (Слайд 8 –заполненная таблица «Тропы и фигуры»). Оцените себя в лист самооценки.

  1. Трансформация текста (2-ой этап эксперимента).

- Создайте новый текст, убрав из него все выразительные средства языка (тропы и фигуры, которые вы выявили), но сохраняя фабулу притчи. Представьте полученный текст.

Презентация работы по цепочке.

- Давайте сравним наши результаты со слайдом-подсказкой (Слайд 9 –текст без выразительных средств).

VIIПодведение итогов эксперимента (3-й этап эксперимента).

  1. Метод сравнения.

- Сравните два текста (с выразительными средствами языка и без них) (Слайд 10).

- Сделайте вывод, что утратил текст.

- Какая из выдвинутых нами гипотез подтвердилась?

  1. Выводы эксперимента.

Прием «Синквейн»

- Свои выводы по нашему лингвистическому эксперименту представьте в виде творческой работы – синквейна ( Слайд 11 – правила составления синквейна).

- Итак, к каким выводам мы пришли в результате нашего эксперимента? (Чтение синквейнов).

- Насколько актуально для вас все то, что мы делали на уроке? (Поможет при написании экзаменационного изложения, а также при написании отзыва на олимпиаде).

Заключительное слово учителя.

Итак, тропы и стилистические фигуры помогают наполнить языковую форму простого предложения красивым, правильным речевым содержанием. Хотелось бы, чтобы те тропы и фигуры, о которых мы говорили сегодня на уроке, помогали вам образно выражать свои мысли. Ведь красивая речь выделяет человека из безликой толпы и является одним из условий успешности и конкурентоспособности современного человека. Желаю вам и дальше постигать богатства русского и других изучаемых вами языков и никогда не опускать крылья, как учит нас эта притча.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Притча о двух птицах

(1) Две птицы летели в небесном просторе и вдруг попали в воздушный поток. (2) Одна испугалась, сложила крылья, прижала к груди голову и отдалась провидению. (3) Сильная воздушная струя подхватила обмякшее тело, закрутила в своём круговороте и понесла на скалы. (4) Со всего маху она ударила слабое существо о камни, разбрызгав кровь, и, собрав разлетевшиеся перья, понесла их по свету как символ безволия. (5) Ибо перо без птицы как тело без разума. (6) Другая же птица распрямила крылья, вытянула голову, расправила грудь и полетела навстречу ветру. // (7) Когда воздушная круговерть осталась позади, она почувствовала силу в крыльях и уверенность в душе и поняла, что теперь она может лететь даже к солнцу.

(8) В минуты трудных испытаний нельзя складывать крылья: судьба не жалует слабых, она разбивает их при первой возможности. (9) Нужно расправлять крылья и лететь навстречу буре, тогда буря под натиском силы разобьётся о каменную волю и разлетится слабыми перьями воздушных потоков, которые будут восприниматься на земле как легкий безобидный ветерок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Главное вырази-тельное средство

притчи

?

Метафора/

олицетворение

?

Сравне-ние

Афоризм

Фигуры

 

 

 

Небесный простор

Перо без птицы как тело без разума

Антитеза

Сложила (крылья) – распрямила (крылья)

Обмякшее тело

Отдалась провидению

 

Как тело без разума

 

 
 

(Струя), разбрызгав кровь и собрав перья

 

 

 

 

 

 

ГЛАВНОЕ ВЫРАЗИ-ТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО

ПРИТЧИ

ЭПИТЕТЫ (МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ЭПИТЕТ)

МЕТАФОРА/олицетворение

ПЕРИФРАЗ

СРАВНЕ-НИЕ

АФОРИЗМ

ФИГУРЫ

 

АЛЛЕГОРИЯ

 

 

Сильная струя

Струя закрутила, подхватила, понесла, ударила

Небесный простор

Как символ безволия

Перо без птицы как тело без разума

Антитеза

Сложила (крылья) – распрямила (крылья)

Обмякшее тело

отдалась провидению

воздушный поток

Как тело без разума

 -

Инверсия

Со всего

маху ударила

Со всего

маху ударила

(Струя), разбрызгав кровь и собрав перья

Слабое существо

 -

 -

Градация

Струя подхватила, закрутила, понесла, ударила

           

Параллелизм

2-ое и 6-ое предложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Лист самооценки______________________________, XΙ класс

 

Оцениваю положительно

Оцениваю отрицательно

1 этап эксперимента

1 этап эксперимента

2 этап эксперимента

2 этап эксперимента

3 этап эксперимента

3 этап эксперимента