«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ VΙΙ, VΙΙΙ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ, СПОРТИВНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ»

  1. Информационный блок

Название темы опыта

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ VΙΙ, VΙΙΙ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ, СПОРТИВНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ

Актуальность опыта. Одной из важнейших задач физической культуры здоровья в учреждении образования является развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности обучающихся, формирование физически, нравственно и психически здоровой личности, способной реализовать себя и приносить пользу людям. У детей основным видом деятельности является умственный труд, который требует постоянной концентрации внимания, длительного удержания тела в сидячем положении за столом, что требует волевых усилий. Это требует развития силы и выносливости в соответствующих группах мышц. Хороший уровень развития координационных способностей является основной базой для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. Любые двигательные действия могут быть освоены значительно успешнее, если учащийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, хорошие способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических способностей является важным компонентом состояния здоровья [1, 3].

В нашей гимназии обучается 175 учащихся. Из них имеют основную группу здоровья 51учащаяся, подготовительную– 96 учащихся,специальную22. По результатам медицинских осмотров имеют заболевания: ССС –59 учащихся, эндокринной –15, желудочно-кишечного тракта – 21, почек – 10, органов зрения –31,крови – 4, прочие заболевания – 14.

Анализ ситуации в гимназии показывает, что необходимо сохранять и укреплять здоровье обучающихся. Поэтому большое внимание на уроках физической культуры и здоровья уделяется развитию физических качеств через спортивные игры и эстафеты.

Эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения обучающихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно. Спортивная игра (эстафета) вызывает сильный эмоциональный отклик у детей. Поэтому, играя, учащиеся, с одной стороны, улучшают свое физическое развитие, а с другой, делают это с удовольствием и без принуждения [2, 5].

В моей работе в гимназии приоритетными спортивными играми являются баскетбол и волейбол. Развитие физических качеств, укрепление опорно – двигательного аппарата, повышение работоспособности организма, эмоциональный заряд, сохранение бодрости – вот далеко не полный перечень их достоинств.

Цель опыта – разработка комплексов упражнений на развитие двигательных качеств обучающихся: выносливости, координации движений, гибкости, силы, скоростно-силовых характеристик.

Задачи опыта:

  1. изучить вопрос развития физических качеств обучающихся (изучение методико-педагогической и медицинской литературы);
  2. выявить возрастную динамику показателей физического развития;
  3. определить уровни физической подготовленности гимназисток разных возрастных групп;
  4. разработать комплексы упражнений на развитие двигательных способностей и физических качеств обучающихся.

Длительность работы над опытом: 5 лет.

Этапы опыта: диагностический, прогностический, теоретический, практический, обобщающий.

 

  1. Описание технологии опыта

Ведущая идея опыта. На уроках физической культуры и здоровья главное внимание обращаю на образовательную и оздоровительную стороны, а также на воспитание физических качеств: быстроты, координационных способностей, гибкости. В отличие от других физических качеств, которые за время пребывания ребенка в школе могут улучшаться, превосходя первоначальную величину в несколько раз (например, показатели абсолютной силы), гибкость начинает регрессировать уже с первых лет жизни. Причина в постепенном окостенении хрящевых тканей, которые все менее уступают морфологическим изменениям, более прочным становится связочный аппарат, с каждым годом все труднее поддающийся воздействию на растягивания, уменьшается эластичность связок.

Поэтому ведущей идеей моей педагогической деятельности является возможность совершенствовать имеющийся уровень развития физических качеств у детей с помощью специальных упражнений. Основной упор делаю на спортивные игры, эстафеты и круговую тренировку.

Описание сути опыта

В исследовании рассматривается эффективность систематического применения различных упражнений для развития физических качеств на протяжении учебного года во всех разделах учебной программы.

Специальными исследованиями показано, что у школьников младшего и первой половины подросткового возраста гибкость поддается направленному улучшению значительно легче, чем у подростков 15-17 лет. После однократной тренировки увеличение относительной растяжимости мышечно-связочного аппарата у детей 12-13 лет, не занимающихся спортом, составляет в плечевом суставе 10-12%, позвоночном столбе – 8-9%, тазобедренном суставе – 10-12%, а у детей 15-17 лет – соответственно 5-6, 4-5 и 8-10% [5].

Поэтому целесообразно применение на уроках подвижных, спортивных игр и эстафет для развития физических качеств.

Развитие быстроты наиболее эффективно при оптимальном возбуждении нервной системы, поэтому упражнения на быстроту провожу в начале урока после хорошей разминки. На своих уроках применяю такие упражнения для воспитания быстроты: бег на месте в упоре с максимальной частотой; бег на 20, 30, 40, 50, 60 м с максимальной скоростью с хода; выполнение различных упражнений по сигналу: бег из положения «упор лежа», сидя, из исходного положения «низкий старт», многоскоки; бег с высоким подниманием бедра, голени, с максимальной частотой; разнообразные эстафеты.

Развитие координационных способностей. Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность исходя из требований внезапно меняющейся обстановки. Для оценки ловкости обучающихся я использую контрольные упражнения. Например, ведение баскетбольного мяча между стойками, расставленными на различных расстояниях одна от другой (5-10 стоек). Основным путем воспитания ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Проявление ловкости во многом зависит от того, насколько точно учащиеся управляют своими движениями во времени и пространстве. Систематическое применение разнообразных общеразвивающих упражнений способствует накоплению двигательного опыты обучающихся, что является фундаментом высокого уровня ловкости. Ценными средствами воспитания ловкости служат подвижные спортивные игры, именно на уроках я даю возможность учащимся поиграть в футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч. Значительное место в развитии ловкости на моих занятиях занимают акробатические упражнения, комбинации вольных упражнений [6].

Поддержание и развитие способности к гибкости. Гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Термином «гибкость» пользуются в тех случаях, когда речь идет о подвижности в суставах всего тела. Гибкость можно развивать и добиваться высоких её показателей во всех возрастных периодах развития организма, даже в преклонном возрасте [10]. Важно постоянно поддерживать достаточный уровень гибкости и упражняться в развитии гибкости. Наиболее часто применяемым физическим упражнением для развития гибкости является упражнение в растягивании, которое служит для растягивания мышц, связок и т.д. Использование физических упражнений на растягивание возможно только после соответствующей специальной разминки, ибо можно повредить мышцы и связки. Это зависит от места, времени, а также условий проведения занятий физическими упражнениями. Нельзя допускать возникновения болевых ощущений, возможностей получения травм. На занятиях по физической культуре рационально использовать физические упражнения на растягивание. Их можно применять только после разминки, после основной части урока, а также в заключительной части урока физической культуры (приложение 1 «Набор карточек: развитие скоростно-силовых качеств, развитие гибкости, развитие силы»).

Спортивные игры. Занятия спортивными играми способствуют совершенствованию основных двигательных качеств: быстроты, точности и координации движений, ловкости, силы и выносливости. Спортивные игры часто провожу на открытом воздухе при различных погодных условиях, поэтому они дают высокий оздоровительный и закаливающий эффект.

Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями и преодолением препятствий очень интересны. Здесь можно проверить свою силу, развить выносливость, быстроту, меткость и ловкость. В традицию гимназии вошли соревнования и игры с участием родителей: пап и мам. Спортивные игры: баскетбол, настольный теннис, волейбол, игра – эстафета: «Папа, мама, я – спортивная семья» (приложение 3 «Эстафета»; приложение 6 «Комплекс упражнений, используемых при прохождении учебного материала по баскетболу»).

Для развития физических качеств (ловкость, сила, быстрота) использую круговую тренировку: наглядный интервал по станциям. Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала: в комплексы круговой тренировки входят физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы.

Видя, что уроки с использованием круговой тренировки интересны для обучающихся, добавляю в упражнения элементы спортивных игр (волейбола и баскетбола) (приложение 6). А в дальнейшем использую метод круговой тренировки на открытой площадке при изучении раздела «Легкая атлетика». Уроки стали разнообразнее и интереснее. В физическом воспитании применение круговой тренировки дает возможность самостоятельно приобретать знания, развивать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки, позволяет добиться высокой работоспособности организм.

Мною разработан и апробирован комплекс упражнений для развития физических качеств (приложение 1 «Комплекс упражнений для развития физических качеств», приложение 2 «Развитие физических качеств на полосе препятствий»). Этот комплекс состоит из набора отдельных карточек для развития гибкости, скоростно-силовых качеств, силы (рук и плечевого пояса, туловища), которые содержат сами упражнения и методические указания к ним.

Результативность и эффективность работы

Главным критерием результативности развития физических качеств обучающихся гимназии являются уровень обученности по физической культуре, уровень физической подготовленности, овладение необходимыми знаниями в области развития личных физических качеств, а также улучшение состояния здоровья. Результаты мониторинга здоровья обучающихся и физической подготовленности представлены в таблицах 1-3.

Таблица 1 Сравнительный анализ уровня состояния здоровья и физического развития обучающихся гимназии

Учебный год/параметры

2013/2014

2014/2015

2015/2016

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Основная группа

 

95

20,3

97

21,3

101

21,8

Подготовительная группа

по физической культуре

126

27

97

22,2

80

20,3

Специальная медицинская группа

25

5,4

22

5

22

12,7

ЛФК

1

0,2

3

0,7

      6

4

Освобождены

-

-

-

-

-

-

Таблица 2Сравнительный анализ уровня физической подготовленности в 2015/2016 учебном году

Класс

Средний балл (сентябрь)

Средний балл (май)

5

9,1

9,3

6

8,7

9,1

7

7,9

8,2

8

8,2

8,3

9

8,5

9

10

7,8

8,0

11

9,1

9,2

Итого:

8,5

8,7

Таблица 3 Физическая подготовленность обучающихся за последние три года по итогам гимназического мониторинга:

Класс

2013/2014,  %

2014/2015, %

2015/2016, %

5

88

87

89

6

86

88

88

7

89

91

94

8

79

81

87

9

85

86

88

10

78

80

84

11

84

86

87

В перспективе работы над темой опыта необходимо воспитывать у обучающихся решительность и упорство в достижении цели, что определит комплексное воспитание широкого диапазона физических качеств, умений и навыков через использование различных средств и методов физического воспитания, выполнение  трудных физических упражнений, увеличение учителем моторной плотности урока.         Продолжая работу по развитию физических качеств на учебных занятиях, в дальнейшем можно не только повысить общий уровень активной и пассивной подвижности в суставах, но и укрепить организм в целом (укрепление самих суставов, тренировка мышечно-связочного аппарата, сопутствующие развитие других физических качеств). Материалы можно использовать в педагогической практике, чтобы разнообразить учебный процесс, активизировать двигательную деятельность обучающихся.

Эффективность моего педагогического опыта по развитию гибкости у детей 13-14 лет, позволяет сделать вывод о целесообразности его использования как начинающими педагогами, так и опытными учителями физической культуры в практической деятельности.

Для решения задачи по воспитанию гармонически развитой и атлетически сложенной личности исследования подобного рода можно рекомендовать на всех этапах обучения в школе, что позволит видеть эффективность педагогической деятельности.

Опытом проделанной работы я делился на заседаниях городского методического объединения учителей физической культуры.

 

Список литературы

  1. Апанасенко, Г.Л. Физическое развитие детей и подростков / Г.Л. Апанасенко. – Киев: Здоровье, 1985. – с.188
  2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – с.287
  3. Балыхина, Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии / Т.М. Балыхина. – М.: МГУП, 2000. – с.160
  4. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. –  М.: ФиС, 1988. –  с.208
  5. Берштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Берштейн. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – с. 228 с.
  6. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1995. – с.193 с.
  7. Заторский, Б.И., Залетаев, И.П., Пузырь, Ю.П. Физическая культура / Б.И. Заторский, И.П. Залетаев, Ю.П. Пузырь // Физическая культура. – 1989. –№5. – С. 54-68
  8. Курпан, Ю.И. Физическое воспитание учащихся с направленным развитием двигательных способностей / Ю.И. Курпан // Физическая культура в школе. – 1994. – №5. – С. 43-50
  9. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2003. – с.224
  10. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – с.272
  11. Лях, В.И., Кофман, Л.Б, Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания (1 -11 класс) / В.И.Лях, Л.Б.Кофман, Г.Б.Мейксон // Физическая культура. – 1997. – №2. – С. 12-15

 

Практические рекомендации по применению опыта работы

Проанализировав всё изложенное выше, можно сделать выводы:

  • Развитие физических качеств на занятиях физической культуры и здоровья способствует улучшению здоровья обучающихся в целом, поэтому должно быть одной из главнейших задач учителя в процессе всего периода обучения.
  1. Физические качества жизненно важно и необходимо развивать, поддерживать и сохранять в течение всей жизни человека.
  2. Для развития физических качеств необходимо использовать всё многообразие форм, методов и средств физической культуры.
  3. Необходимо уделять внимание развитию физических качеств при прохождении всех разделов программы по физической культуре, а также во время других мероприятий (соревнования различного уровня, спортивные секции, дни здоровья).

Рекомендую применять комплекс упражнений для развития специальной физической подготовки. В I блоке комплекса предлагаются упражнения, необходимые для обучения прыжкам в дину с разбега, тройному прыжку и укреплению голеностопа, прыжкам через гимнастические палки, прыжкам толчком двух ног. Во II блоке комплекса собраны упражнения с сопротивлением для развития скоростно-силовых качеств. В III блоке – упражнения для развития силы мышц рук (подтягивания) (приложение 6). Используя такого рода упражнения, можно применить индивидуальный подход к обучающимся. Для повышения эмоциональности и мотивации обучающихся рекомендую применять соревновательный метод с подведением итогов в конце занятия.

 

 

 

Приложение 1

Упражнения для развития гибкости

Упражнения для развития гибкости

Методические указания: к упражнениям на растягивание надо подходить осторожно, начинать их с малой амплитуды движения, перед упражнениями на гибкость выполнять разминку.

Карточка № 1

Содержание упражнения

Организационно-методические указания

1

Стоя ноги врозь, правая рука вверху, поочередные рывки руками

Руки в локтях не сгибать

2

Стоя ноги врозь, наклоны к левой,  к середине, к правой

Ноги в коленях не сгибать

3

Круговые вращения вплечевых суставов вперед назад, руки к плечам

Вращения выполнять по полной амплитуде

4

Наклоны к прямым ногам с обхватом голени и с задержанием головой ,касаясь коленей

Ноги в коленях не сгибать, фиксировать 5-10 секунд

 

Карточка №2

Содержание упражнения

Организационно-методические указания

1

Скрестные движения руками вверху, спереди, внизу, ноги врозь

Движения выполняются интенсивно

2

Стоя ноги  шири плеч, прогибанием назад ладонями коснуться пяток

Сохранять равновесие при наклоне назад

3

Руки согнуты в локтях в замке, ноги шире плеч, наклоны вперед с касанием локтями пола

Ноги в коленях не сгибать

4

Стоя ноги врозь, руки на пояс, пружинистые наклоны вперед,  назад, вправо, влево

Наклоны выполнять интенсивно

5

Сидя на полу наклон вперед к прямым ногам с задержкой

Колени не сгибать, фиксировать 3-5 секунд

6

Руки за голову ноги врозь, повороты туловища влево, вправо

Темп держать средний, руки в локтях не сгибать

7

Сед на левой ноге, руки вперед, перенос туловища направо

При переносе выпрямлять ногу, сохраняя равновесие

8

Стоя у гимнастической стенки левым правым боком, махи ногами вперед назад

Махи выполнять от бедра, темп выше среднего

9

Стоя спиной у гимнастической стенки  перебираем руками жерди в положение «мост» и обратно

Удерживание положения «мост» 3-5 секунд

10

Из упора лежа, ноги шире плеч, сгибая руки маятниковые движения туловища вперед назад (нырок)

Максимальный прогиб в поясничном отделе

11

Сидя ноги врозь наклоны  к левой, к правой ноге

Колени не сгибать

12

Стоя у гимнастической стенки левая нога на уровне пояса между жердями, наклоны к левой ноге, в глубину, к стоящей ноге

 

Наклоны выполнять максимально

13

В упоре стоя на коленях, голени врозь, сесть на пол, с последующим отклонением туловища назад

По мере освоения  упражнения выполнять движения раздельно

14

Стоя спиной к стене в положении полумоста, повороты кругом в упор лежа

Расстояние от стены минимальное, при поворотах вес тела распределять в одну сторону

 

 

 

Карточка № 3

Содержание упражнения

Организационно – методические указания

1

Повороты влево, вправо руки в стороны

Амплитуда поворота максимальная

2

Круговые движения рук во встречном направление

Движения выполнять интенсивно

3

Глубокие выпад вперед с пружинистыми покачиваниями

При выпаде задняя стопа развернута на 90 градусов

4

Сидя в продольном шпагате с опорой на руки пружинистые покачивания

Упражнения выполнять до болевых ощущений

 

Карточка № 4

Содержание упражнения

Организационно – методические указания

  1

Стоя ноги врозь, руки перед грудью, рывки руками с поворотом туловища влево вправо

При рывках руки вниз не опускать, соединяя лопатки вместе

  2

Стоя нагимнастической скамейки наклоны вперед

Тянуться руками, ноги в коленях не сгибать

 3

Руки за головой, круговые движения туловищем влево, вправо

Чередовать вращения на четыре счета

  4

Сидя на полу стопы к себе, руки на коленях, разведение коленей в сторону с помощью рук

Можно разводить колени локтями, руками держась за голень, упражнение выполнять до болевых ощущений

  5

Сидя ноги врозь, наклоняясь тянуться  вперед

Стопы держать вертикально, колени не сгибать

 6

Сидя ноги вместе, взяться за стопы, наклон вперед, с фиксацией

Колени  не сгибать, головой касаться колень

  7

Лежа на животе, держась руками за голиностопы (упражнение «лодочка») покачивание вперед назад

Максимально прогнуться в грудном и поясничном отделе

 8

Стоя на коленях прогибание назад, руки в сторону

Максимальное прогибание назад

  9

Сидя, правая нога назад согнута в колени, стопа наружу, наклон вперед касаясь грудью ноги, выпрямиться поворот туловища вправо, тоже наоборот 

При наклоне вперед ноги в коленях не сгибать

5

Сидя ноги врозь, колени  согнуты, стопы соединены, плавные движения коленями вниз, в стороны

Амплитуда максимальная. Величину  воздействия можно увеличить, надавливая руками на колени

6

Из продольного шпагата с опорой на руки, переход на поперечный

Движения выполнять плавно, до болевых ощущений

7

Из положения «мост» покачивание вперед назад

Колени выпрямить, локти стараться не сгибать

8

Маховые движения ногой, упражнение «ласточка» стоя лицом к опоре

Махи выполнять поочередно с максимальной амплитудой

 

Карточка № 5

Содержание упражнения

Организационно – методические указания

1

Руки к плечам, круговые движения, вперед, назад

Вращения выполнять с максимальной амплитудой

2

Одна рука внизу, вторая сверху, ноги на ширине плеч,соединение рук «в замок» за спиной

 

Поочередная смена рук за спиной

3

Прогибание, руки вперед, ноги на ширине плеч

Смотреть прямо перед собой, максимально прогибаясь в поясничном отделе

4

Наклоны вперед, ноги вместе, руками стараться коснуться пола

Колени не сгибать

Карточка №6

Содержание упражнения

Организационно – методические указания

1

Стоя лицом к опоре, прогибание туловища

Можно работать в парах лицом друг к другу

2

Руками держаться за жердь гимнастической стенки на уровне живота, прогибание назад

Выполнять упражнение  с максимальной амплитудой

3

Руки на пояс, круговые вращения в тазобедренном суставе

Амплитуда вращения максимальная

4

Стоя у гимнастической стенки в положение «мост» повороты кругом в упор стоя, влево, вправо

Расположение ног максимально широко от стенки, руки стараться не сгибать

5

Махи ногами назад и в стороны, вперед, назад, стоя, держась руками за гимнастическую стенку

Махи выполнять максимально вверх

6

Пружинистые покачивания в поперечном шпагате с опорой на руки

Максимальное выполнение упражнения до болевых ощущений

7

Перекаты с ноги на ногу

При перекате туловище держать ровно

8

Стоя на коленях, наклоняясь назад лечь на пол и встать

При наклоне назад держать голени в стороны стопы наружу

5

Стоя лицом к гимн. стенке положить левую ногу на жердь на уровне пояса и выполнить пружинящие наклоны к левой ноге. То же правой ногой

Наклон выполнять максимально, в коленях ногу не сгибать

6

Стоя лицом к гимнастической стенке положить левую ногу на жердь на уровне пояса, приседание на правой ноге, поменять ноги

Выполнять максимальное приседание, до болевых ощущений

7

Стоя боком к гимнастической стенке, махи ногами в сторону

Туловище держать прямо, не наклоняя вперед

8

В стойке на лопатках размашистое движение ног вперед назад

Махи выполнять от бедра, не сгибая ноги в коленях

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств 

Карточка №3

Содержание упражнения

Организационно – методические указания 

1

Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед

Темп средний. Выполнять с взмахом рук в фазе полета ноги прямые

2

Прыжки через короткую скакалку на двух ногах

Темп средний, скакалку вращать в кистевых суставов

3

Прыжки боком через скамейку

Прыжок выполнять без предварительного подскока

4

Из упора сидя сзади, принятие положения группировки

Следить за правильным положением группировки. Выполнять быстро

5

Прыжки с места в длину

Прыгать на определенное расстояние

 

Карточка №4

Содержание упражнения

Организационно – методические указания 

1

Ноги на ширине плеч, руки в стороны, махи ногами, коснуться носком противоположной руки

Следить за тем чтобы ноги были прямые

2

Подскоки на двух ногах с поворотом на 90 градусов

Чередовать повороты вправо и влево.

3

Подскоки вверх на 360 градусов

Чередовать повороты вправо и влево.

4

Приседания, стопы держать вместе

Максимальное опускание в присядь не отрывая пяток

5

Прыжки со скакалкой на левой, правой ноге

Средний темп

Карточка № 5

Содержание упражнения

Организационно-методические указания

1

Прыжки с глубокого приседа вверх

Максимальное выпрыгивание вверх

2

Прыжки вперед с глубокого приседа

Руки держать на коленях

3

Стоя боком у гимнастической стенки, рукой держаться на уровне пояса за жердь, приседание на одной ноге

Чередовать ноги, максимальный выполнять присед

4

Хлопки руками в упоре лежа на коленях

Хлопки выполнять быстро

5

Прыжки вверх с хлопком над головой

Прыжок осуществлять максимально вверх

Карточка № 6

Содержание упражнения

Организационно-методические указания

1

Прыжки вверх   до подвешенного предмета

Подвешивать предметы на разной высоте

2

Прыжки вверх со сгибанием колен

Стараться коленями коснуться груди

3

Прыжки вперед с медбольным мячом

Выполнять прыжки на максимальное расстояние

4

Два прыжка на одной ноге с поворотом на 360 градусов

Чередование ног и поворотов

5

Прыжки с «кочки на кочки»

Средний темп

 

Упражнения  для  развития силы (рук и плечевого пояса, туловища)

Методические указания: упражнения надо начинать с легких и непродолжительных нагрузок. Промежутки для отдыха и количество повторений различны и зависят от подготовленности ученика, так и от сложности и величины нагрузки упражнения. В паузах целесообразно проделать упражнения на расслабление и восстановления дыхания.

 

 

Карточка № 1

   №

Содержание   упражнения

Организационно-методические указания

    1

Сгибание и разгибание рук в упоре стоя на  коленях, руки на ширине плеч, шире плеч

Вес тела перенести вперед не раскачиваясь

     2 

Вращения  кистями вовнутрь и наружу держа гантели 0,5 кг.

Максимальная амплитуда вращения

     3

Поднимание и опускание туловища, лежа на спине, стопы закреплены, ноги согнуты в коленях,  руки  на груди

Темп средний, локтями касаться коленей

     4

Вис на гимнастической стенке спиной, подымание и опускание колен

Колени подымать как можно ближе к груди, темп средний

 

Карточка № 2

Содержание упражнения

Организационно-методические указания

 1

Сжатие, разжатие теннисного мяча

Руки внизу, быстрый темп

 

2

Сгибание и разгибание рук в упоре сидя сзади от скамейки

Руки сгибать максимально низко, выпрямлять до конца

 

3

В упоре сидя сзади поднимание прямых ног

Поднять быстро, опускать медленно

 

4

Подтягивание вися, лежа на низкой перекладине

Выполнять с ровным туловищем

Карточка № 3

Содержание упражнения

Организационно-методические указания

1

Круговые движения предплечий с гантелями

Руки держать перед собой

2

Сгибание и разгибание рук в упоре на пальцах от стены

Руки  на максимальной ширине

3

Лежа на животе одновременное поднимание ног и рук

Максимальный прогиб туловища

4

В упоре сидя сзади поднять ноги и написать свое имя двумя ногами

Ноги в коленях не сгибать

 

Карточка № 4 

Содержание упражнения

Организационно-методические указания

1

Ноги врозь, рывки руками с гантелями

Темп средний

2

Вис на согнутых руках

Руки согнуты на 90 градусов

3

Удержание мяча на вытянутых руках  в положение «наклон вперед»

Смотреть вперед, туловище и руки держать прямо

4

Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой, поднимаясь, коснуться правым локтем левого колена, и наоборот

Ноги не отрывать от земли

 

Карточка № 5

Содержание упражнения

Организационно-методические указания

 1

Скрестные движения руками за спиной, стоя ноги врозь, руки назад, кисти сжаты в кулак

Темп средний. Локти не сгибаем

2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, руками уже плеч

По возможности соединить кисти

3

Удержание положения «угол 90 градусов» в висе

Не наклонять голову назад

4

Встречные движения ногами(вертикальные «ножницы») в положении»упор сидя углом, опираясь предплечьями»

Колени не сгибать. Размах = 30 см

 

Карточка № 6

Содержание упражнения

Организационно-методические указания

  1

Сгибание и разгибание рук, стоя ноги врозь, руки вверх, удерживая отягощение весом 1 кг

Темп средний

  2

Повороты кистей вовнутрь  наружу стоя ноги, врозь руки вниз – в стороны, кисти сжаты

Темп  средний. Рук максимально напряжены

  3

И.п. – стоя на коленях руки; 2 –и.п.; 3 –  сед справа; 4 – и.п.

Пятки не разводить. Выполнять без помощи рук

  4

Скрестные движения ногами (горизонтальные «ножницы») в положении « упор, сидя углом»

Темп высокий. Размах = 30 см

 

Карточка № 7

Содержание упражнения

Организационно-методические указания

1

Стоя на расстоянии вытянутой руки от опоры (стенка) удержание положения упор на согнутых руках

Локти прижать к туловищу. Корпус максимально приблизить к опоре

2

 Сгибание ног в группировку в упоре стоя на лопатках

Темп медленный. Таз стараться удерживать вертикальном положении

3

Одновременное поднимание плеч и согнутых ног, лежа на спине, руки вверху

Темп средний. Руками касаться голеней

4

Вращение обруча на толи вправо и влево, стоя ноги врозь, руки за головой

Темп высокий

Карточка № 8

Содержание упражнения

Организационно-методические указания

1

Встречные движения ногами (вертикальные «ножницы») в положении «упор, сидя углом»

Колени не сгибать. Размах = 30 см

2

Удержание положения «наклон вперед», стоя ноги врозь, руки вперед

Угол наклона 90 градусов. Смотреть на кисти

3

Наклоны назад прямым туловищем стоя на коленях руки за головой в «замок»

Темп медленный. Амплитуда максимальная. Ягодицы напряжены

4

 Сгибание рук в висе

Выполнять без захлеста. Можно с помощью

 

Карточка № 9

Содержание упражнения

Организационно-методические указания

1

Удержание положения  «прогнувшись», лежа на животе с опорой на согнутые руки, локти наружу, кисти одна на другой

Ноги, голову и плечи поднять повыше

2

Поднимание и опускание туловища, лежа на спине, ноги вверх

Руками коснуться носков. Темп средний. Колени стараться не сгибать

 

 

 

 

 

Приложение 2

Эстафеты

№ п.п

Эстафеты (прыжки, перепрыгивания и преодоление препятствий)

Методические указания

1.

«С кочки на кочку»:

 

 

 

команды

 

 

           обручи

Расстояние между обручами 1-1,5 метра (в зависимости от возраста и подготовленности учащихся)

2.

«Кузнечики»:       

4   3   2   1

1       2        3       4

прыжки на двух ногах с места по одному, каждый следующий игрок прыгает от линии предыдущего.

Победа определяется по последнемуигроку.

 

 

 

команды

 

 

Ведущий фиксирует прыжок по пяткам.  Отталкивание выполняется только двумя ногами. У Игрока коснувшегося руками сзади фиксируется прыжок по рукам.

3.

Бег-прыжками с обручем:

4 3 2   1

 

 

 

 

 

Можно вместо обруча использовать скакалку

Усложнение:  упражнения выполнять «змейкой» оббегая предметы

 

2.

 

 

«Меткий стрелок»

 

                            обруч

команды

 

 

мячилиния броска

Выигрывает команда с большим попаданием мяча в обруч

3.

- капитан бегает и выбивает соперников мячом

-убегающие игроки

-передают мяч капитану, если мяч выкатился заощадку

Ловишка с мячом:

 

мяч

 

 

 

   капитан

 

Капитану даётся определённое время(30 сек.; 1 мин.) Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда с большим попаданием

№ п.п

Эстафеты (беговые)

Методические указания

1.

 

Бег «змейкой» с мячом:

 

команды

 

         мяч           обруч               набивной мяч

 

Вместо обручей лежащих на полу можно использовать мячи, кегли.

Усложнение: бег с ведением мяча; с перепрыгиванием через препятствия (барьеры)

2.

Эстафета по кругу:

 

                                                    2 команда

 

 

 

 

1 команда

Передача эстафетной палочки в своей команде команды строятся не на беговой дорожке

3.

«Поезд»

 

один

команды бегут вдвоём и т.д.

 

 

Держаться одной рукой.

Усложнение: увеличение расстояния

 

Приложение3

Круговая тренировка: наглядный интервал по станциям

1-я станция. Восхождениена гимнастическую скамейку,меняя поочередность ног.

2-я станция. Сидя на полу ноги врозь, броски медбольного мяча из-за головы в стену на расстоянии 2,5м.

3-я станция. Прыжки вверх с глубокого приседа, с хлопком над головой.

4-я станция. Стоя в 1 м от стены, переход в упор на пальцах о стену с последующим отталкиванием и возвращением ви.п.

5-я станция. Вращение обруча вокруг туловища влево, вправо (8 влево- 8 вправо)

6-я станция. Прыжки через скакалку с вращением вперед.

7-я станция. Из упора присев перекат назад в стойку на лопатках.

8-я станция. Верхняя передача волейбольного мяча в стену.

9-я станция. Изи.п. упора лежа поворот вправо в упор лежа сзади, и назад в и.п., тоже в другую сторону.

10-я станция. Чередование верхней и нижней передачи волейбольного мяча над собой и в движение.

Приложение 4

Комплекс упражнений для скоростно – силовой подготовки, развития быстроты движений, используемый при прохождении учебного материала по разделу «легкая атлетика» на пришкольной площадке

1-я станция. Прохождение лабиринта на скорость.

2-я станция. Запрыгивание и спрыгивание на покрышку.

3-я станция. Запрыгивание на швецкую стенка толчком двух ног.

4-я станция. Бег на месте высоко подымая колени.

5-я станция. Бег прыжками с «кочки на кочку».

6-я станция. Метание в горизонтальную цель теннисного мяча

7-я станция. Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед.

8-я станция. Челночный бег 4×9.

9-я станция. Преодоление горизонтального рукохода.

10-я станция. Прыжки через ров.

 

Приложение 5

Комплекс упражнений, используемых при прохождении учебного материала по баскетболу

1-я станция. Обводка змейкой препятствия левой, правой рукой.

2-я станция. Бросок мяча в стену двумя руками от груди.

3-я станция. Бег по кругу с выпрыгиванием вверх, с двух шагов, имитируя касания баскетбольной сетки.

4-я станция. Сидя на полу с мячом, подбросить мяч вверх, встать и поймать его.

5-я станция. Мяч, держа за спиной двумя руками, подбросить вверх и поймать.

6-я станция. Бросок мяча в стену, поймать, два шага бросок в кольцо.

7-я станция. Мяч, держа за головой, отпустить, поймать его за спиной, бросить между ног и поймать перед собой двумя руками.

8-я станция. Первый партнер располагается в упоре сидя сзади, второй за спиной на расстояние в 3 м. с мячом и подает команду - слева, (справа) и одновременно подбрасывает мяч, сидящий на полу встает и ловит мяч.

9-я станция. Стоя на полу, передача мяча восьмеркой между ног, влево, вправо,

10-я станция. Броски в стену мяча, одной рукой от плеча.

 

Приложение 6

Комплекс упражнений для развития скоростно-силовой подготовки, силовой выносливости

1-я станция. В висе спиной к гимнастической стенке, поднимания ног, согнутых коленях до груди.

2-я станция. Прыжки через скакалку с ноги на ногу.

3-я станция. Сгибание разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки.

4-я станция. Прыжки через гимнастическую скамейку.

5-я станция. Лежа подтягивать себя руками по скамейки.

6-я станция. Поднимание и опускание туловища из положения лежа, руки за головой.

7-я станция. Вращение обруча вокруг туловища влево (вправо).

8-я станция. Прыжки с глубокого приседа вверх, с разворотом на 360 градусов.

9-я станция. Из положения упора лежа, ноги на месте, ходьба руками влево, вправо.

10-я станция. И.п. ноги на ширине плеч, держать набивной мяч на вытянутых руках, повороты влево, вправо.

 

 

 

 

Приложение 7

Комплекс упражнений для развития специальной физической подготовки:

I блок.1.Прыжковые упражнения (необходимы для обучения прыжкам в длину с разбега, тройного прыжка и укрепления голеностопа):

а) запрыгивание 2-мя ногами на гимнастическую скамейку;

б) запрыгивание правой, левой ногой нагимнастическую скамейку

в) перепрыгивание  через скамейку двумя ногами.

  1. Прыжки через медбольные мячи влево, вправо: а) 2-мя ногами; б) правой ногой; в) левой ногой.

II блок.

Упражнения с отягощением,  для развития скоростно-силовых качеств:

а) Прыжки вверх, сгибая колени, с медбольным мячом за головой;

б) Бег с сопротивлением (прямо, левым, правым боком);

в)  Поочередное приседание с прямой ногой вперед;

III блок.

Упражнения для развития силы мышц рук. Отжимания - от простого к сложному.

а) Отжимание в упоре стоя на коленях с различным положением рук (руки на ширине плеч, руки шире плеч, рука на руке);

б) Отжимание в упоре лежа, ноги на скамейке с различным положением рук

(руки на ширине плеч, руки шире плеч, рука на руке);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

План-конспект урока по волейболу № 14      ΙX класс

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь и оборудование: волейбольные мячи по количеству обучающихся, медбольные мячи, скакалки, теннисные мячи, секундомер.

Задачи урока:

  1. Продолжить обучение передаче мяча сверху, снизу двумя руками на месте, в движении, в парах.

2.Совершенствововать технику перемещений коротким широким шагом, боком в парах, с выпрыгиванием вверх и хлопком ладонями вверху с  приземлением на обе ноги.

  1. Развивать силу, скоростно-силовые качества.
  2. Воспитывать волевые качества, сплоченность.

Часть

урока

Содержание учебного материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть

До10мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

до 30 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключи-тельная часть до 5 минут

 

Построение, рапорт дежурного, приветствие.

Сообщение задач урока.

ЧСС-1

Строевые упражнения.

Разновидности ходьбы:

а) на носках, руки в стороны;

б) на пятках, руки к плечам;

в) на внешней стороне стопы, руки на пояс;

г) на внутренней части стопы руки на пояс.

Разновидности бега:

а) обычный;

б) высоко поднимая колени

в) скрестно правым,  боком.

Разминка с волейбольным мячом в движении:

а) вращение вокруг головы

б) жонглирование мячом.

 ОРУ с волейбольными мячами

1) И.п.- ноги на ширине плеч, мяч впереди.

1-2- повороты влево

3-4- повороты вправо

5-6- то же с левой ногой;

2). И. п.- о.с., руки вверх с мячом.

1-2- наклон туловища вправо

3-4-то же влево

3). И.п.- о.с., руки с мячом внизу.

1- прогнуться назад;

2- наклон вперёд;

3- присед, руки вперёд;

4- и.п.

4).И.п.- о. с., ноги на ширине плеч, мяч вверху;

1-2 – круговые вращения туловища вправо;

3-4- то же влево.

Передвижение  в спортивный зал.

1.Три передачи мяча сверху над собой и три передачи снизу двумя руками на месте.

2.Передача мяча сверху двумя руками в тройках, со сменой мест.

3. Передача мяча сверху и снизу через сетку, стоя на месте.

4. Переда мяча в движении через сетку в парах.

5. Перемещения широким и коротким шагом, левым правым боком с перемещением вперёд, и выпрыгиванием вверх с хлопком, в парах.

6. Передача мяча в стену, снизу, сверху, в колонах со сменой мест.

Круговая тренировка по станциям.

1 станция; передачи мяча в парах через подвешенный обруч.

2 станция; передача мяча медбольного в парах на расстояние 2-3 метра друг от друга.

3 станция: прыжки с 2-3 шагов  вверх с последующим нападающим ударом по подвешенному мячу.

4 станция: броски двух теннисных мячей в стену с последующей ловлей.

5 станция: отжимания толчковым движение с опорой на пальцы, стоя на расстоянии одного метра от стенки.

ЧСС-2

Подведение итогов урока.

Упражнения на внимание.

Упражнения на восстановление дыхания.

ЧСС-3

Домашнее задание,

Отжимания от пола, прыжки вверх с глубокого приседа

1 мин.

 

10 сек.

2-3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

1-2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2-3 мин.

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2- 3мин.

 

 

3-4 мин.

 

 

3-4мин.

 

 

 

до3-х мин.

 

до 5и мин.

 

 

 

 

до10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следить за правильным выполнением упражнения при ходьбе

При беге дыхание ровное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повороты выполнять с полной амплитудой

 

 

 

Наклоны выполнять точно в сторону, не сгибая рук

 

 

Наклон выполнять, касаясь мячом пола, при приседании пятки не отрывать

 

 

 

 

 

Следить за мячом, стараясь не сгибать руки

 

 

 

1. Передачи выполнять точно над собой, при нижнем приёме руки в локтях не сгибать

2. Перемены мест чередовать влево и вправо

 

3. От сетки далеко не отходить, передачу выполнять точно партнёру

4. Следить за приставным шагом, широкий, короткий

5. После широкого шага выполнять короткий стопорящий.

 

 

 

5.               Передачу выполнять высоко в стену с быстрой сменой мест

 

 

1. Высота обруча 2-5 метров

 

2. Передачу выполнять прямыми руками снизу

 

 

3.Прыжок стопорящий, удар наносить ладонью сверху по мячу.

 

3.                Расстояние от стены два метра, ловить одновременно левой и правой рукой.

 

1.               Отжимая, выполнять только пальцами, не касаясь ладонями стены.