ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Введение

Начальная школа закладывает основы всестороннего развития ребёнка. Хороший урок отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Её развитию способствует использование различных форм и методов обучения и, в том числе, использование дидактических игр.

Все мы в жизни хотя бы однажды наблюдали воздействие игры на детей и взрослых. Почему игрок, увлекаясь, забывает обо всём на свете? Почему дети визжат от восторга во время состязаний? В чём же притягательность и достоинства игры?

Игра не принуждает. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра не задача, не долг, не закон. Она требует подчинения правилам. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Умение играть по правилам очень ценно в нашем нестабильном и беспорядочном мире. Игра побуждает стать лучше. Она вовлекает человека, активизируя его способности. Игра возбуждает ум, настраивает на поиск оптимальных решений. Даёт возможность создать и сплотить коллектив. Игра даёт понятие о чести. Важно, чтобы победа была одержана по правилам. Поэтому, отталкиваясь от всего перечисленного, вижу цель своей педагогической деятельности в  признании ценности и значимости обучающих игр как средства первоначального обучения на уроках русского языка, усвоения детьми «науки от науки».

Задачи:

- способствовать формированию мировоззрения, теоретических и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования;

- побуждать к применению полученных знаний, умений, проявлению инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества;

- воспитывать коллективизм, доброжелательное и уважительное отношение в игре к оппонентам.

Практическая  значимость моей педагогической деятельности:

- приведён в систему накопленный материал по использованию дидактических игр в процессе обучения русскому языку;

- апробирован комплекс дидактических игр для активизации познавательной активности обучающихся на уроках русского языка;

- доказана эффективность включения дидактической игры на всех этапах урока в активизации познавательной деятельности младших школьников.

Основная часть

Вопрос активизации деятельности обучающихся в процессе изучения русского языка представляет сложную проблему. Опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов. Деятельность обучающихся на данных уроках часто носит однообразный воспроизводящий характер, значительная часть времени затрачивается на выполнение тренировочных упражнений. У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего – то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала. Если ребёнок на уроке не видит ничего яркого и интересного, то интерес к предмету падает. А если это происходит от урока к уроку, то русский язык превращается в скучный, неинтересный предмет. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность.

Но пробудить у детей интерес и стремление к изучению русского языка всё-таки можно, если систематически отбирать увлекательный дидактический материал, который способствует созданию у обучающихся эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, даёт возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами. Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и качеству обучения и прочность знаний. Ведь цель игры – помочь, сделать занимательным и интересным серьёзный, напряжённый труд. В игре обучающиеся охотно преодолевают трудности в процессе усвоения знаний, тренируют свои силы, развивают способности и умения, оценивают поступки и возможности. Она облегчает процесс усвоения знаний. Легко и непринуждённо позволяет усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Язык – это духовная, нравственная и культурная ценность. Игра на уроке русского языка помогает привить детям любовь и интерес к предмету, осознать его своеобразие.  Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения легче и интереснее происходит при использовании на уроке игровой деятельности. Основная задача обучающей игры на уроке русского языка не выявить сильнейшего, а заинтересовать каждого ребёнка в изучении данного предмета. Учитель выступает в игре в роли «регулировщика» (регулирование хода игры), «контролёра» (соблюдение правил), «адвоката» (улаживание спорных конфликтов).

Дидактическая игра может иметь место на различных этапах урока: в его начале – для концентрации внимания, в середине – для небольшой разрядки, в конце – для повторения. Она решает как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и является основной ступенью в развитии познавательных интересов и лингвистических знаний обучающихся.

Одна дидактическая игра позволяет решать сразу несколько взаимосвязанных задач:

- Введение темы урока. Использование игрового момента позволяет подвести к теме урока с использованием элемента заинтересованности за счёт того, что обучающиеся сами формулируют тему урока на основе игрового занятия.

- Изучение нового материала. Игра позволяет на базе ранее изученного материала построить изучение нового материала.

- Закрепление изученного материала. Применение игровых элементов позволяет охватить больший объём пройденного материала, задействовать всех обучающихся, экономить время выполнения задания, создавать и использовать межпредметные связи.

- Игровые моменты позволяют осуществить плавный переход между этапами урока.

- Подведение итогов. Игра позволяет кратко и содержательно подвести итоги урока.

Проводя работу по выработке положительного отношения обучающихся к игре в процессе обучения, в своей работе я использую дидактические игры на уроках русского языка, которые не только способствуют активизации мыслительной деятельности, но и повышают качество знаний обучающихся. Ведь для большинства детей игра – это помощница в овладении необходимыми знаниями. Использование элементов игры, соревнования, несложных наглядных пособий на уроках русского языка делают процесс  интересней, дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и добиваются порой самых высоких результатов для себя.

Примеры некоторых дидактических игр, которые применяю на уроках русского языка.

а) Игры – упражнения. Использую для закрепления материала. Пример: «Угадай - ка», «Кто точнее?», «Где союз? Где запятая?»

б) Игра – поиск. Для проведения такой игры не требуется специального оборудования. Она занимает мало времени. Даёт хороший результат.

Например: «Найди однокоренные слова», «Найди слова в переносном значении», «Подбери фразеологизмы», «Добавлялки».

в) Игры – соревнования. Сюда можно отнести викторины, конкурсы.

Например: КВН «Банк знаний», викторина «Самый умный», конкурс «Знатоки старины».

г) Сюжетно – ролевые игры. Обучающиеся могут исполнять роли специалистов, например: языковеда, журналиста, корректора.

Например: «Ты – редактор» (вставить недостающие слова, заменяя словосочетания глаголом; выделенные слова заменить личными местоимениями); «Ты писатель» (вставить в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные); «Сочини сам» (собери ответы на вопросы).

д) Познавательные игры – путешествия. Провожу обычно после изучения темы или нескольких тем с целью выявления уровня знаний обучающихся.

Например: «Путешествие в город Приветствий», «В стране Мульти – Пульти».

Примеры приведённых дидактических игр, как и многих других, позволяют:

- повысить степень вовлеченности  обучающихся в учебно – творческую деятельность;

- помочь обучающимся проявить способности и активность (в особенности при самостоятельной деятельности);

- создать условия стимулирования интеллектуального потенциала обучающихся;

- расширить кругозор, закрепить знания, развить находчивость, смекалку;

- повысить уверенность в себе;

- научить отстаивать свою точку зрения;

- помочь раскрытию таланта;

- развить способность к толерантному общению, развить чувство товарищества и взаимовыручки;

-развить умение объективно оценивать свои силы и возможности.

Ценность дидактических игр по русскому языку  заключается в том, что на их материале можно отрабатывать скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и другое. Дидактические игры способствуют снятию напряжения и страха при письме, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Развивают память и сообразительность, поддерживают внимание. Дети с удовольствием выполняют любые задания и упражнения. Эти аргументы можно считать серьёзным основанием для широкого использования дидактических игр на уроках русского языка.

Заключение

Обучение русскому языку требует применения на уроке разнообразных методов. Дидактическая игра – один из них, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами. Она помогает обучающимся быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях. Здесь следует обратить внимание на то, что младшие школьники совершают переход от игровой деятельности к учебной, учебная деятельность становится ведущей, но и игра имеет место быть. Основываясь на этой особенности в развитии младших школьников, можно сделать вывод о том, что через дидактические игры можно привлечь внимание детей к русскому языку, развить у них заинтересованность в получении знаний, так как в игре изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Архипова, Е.В. Русский язык и развитие речи / Е.В.Архипова.- Санкт – Петербург: изд. дом «Литература»,2005.-96 с.
  2. Букатов, В.М. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения школьников / В.М.Букатов, А.П.Ершова. – Петрозаводск, VERSO,2008.-187с.
  3. Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: книга для учителя / В.М.Букатов, А.П.Ершова. – М.: Первое сентября,2002.-224с.
  4. Ерофеева, Т.Н. Дидактические игры на уроках русского языка / Т.Н.Ерофеева, В.П.Новикова. – М.: Просвещение,2010.-285 с.
  5. Захаров, М.М. Дидактические игры на уроках русского языка. / М.М.Захаров. – М.: Издательство Приорг,2010.-156 с.
  6. Лифанова, Т.М. Дидактические игры на уроках в начальных классах: методические рекомендации. /Т.М.Лифанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.-32 с.
  7. Новиков, М.А. Дидактические игры на уроках русского языка. / М.А.Новиков. – СПб: Питер,2005.-95 с.
  8. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. / М.С.Соловейчик, П.С.Жедек. – М.: Просвещение,2001.-250с.
  9. http \www. teacher-evseeva. narod. ru –дидактические игры на уроках русского языка.
  10. http \www. ru sedn.info – дидактические игры на уроках русского языка.
  11. http \\ nsc.1 september. ru – игры по теме «Непроизносимые согласные».

 

 

Приложение 1

Игровые упражнения

«Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление

любых тем по русскому языку) 

Цель: формирование орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. 

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. 

на 9 карточках записаны девять слов. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. 

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенья

чучело

съёмка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъём

клад

воробей

 

 Детям очень нравятся такие задания, как: 

  • Заменить словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут, 

- военнослужащий, стоящий на посту, 

- ребенок, любящий сладкое, 

- очень смешной фильм. 

  • Распредели слова на две группы.

Найди родственные слова. Выдели корень. 

  • Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть …………. 

Однажды они пошли …………. 

Вдруг из кустов…………….. 

Потом ребята долго вспоминали как…….. 

  • Составь рассказ по опорным словам:

- зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири. 

Игра « Почтальон» 

Цель: закрепление знаний по подбору проверочного слова;

расширить словарный запас, развивать фонематический слух,

профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. 

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

Кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

Реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ки

сли-ки

тра-ка

Морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

решё-ка

 

 

Задания: 

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
  2. Составить предложения, используя данные слова.

 

Приложение 2

Дидактические игры

Дидактическая игра: «Одним словом»

   Цель:  активизация словарного запаса детей;

 развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. 

  Обучающимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу, щу. 

  1. Обрубок дерева - …(чурбан).
  2. Шестьдесят минут -…(час).
  3. Густой частый лес - …(чаща).
  4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).
  5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).
  6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).

Дидактическая игра: «Все наоборот»

          Цель:  закрепление  написания слов с сочетанием  –  чн-, активизация внимания, мыслительной деятельности детей. 

         Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание – чн-. 

 Игрушка для елки -…(елочная игрушка) 

Герой сказки- … (сказочный герой) 

Сок яблока-… (яблочный сок) 

Суп из молока -…(молочный суп) 

Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 

Каша из гречки-… (гречневая каша) 

Вода из речки-… (речная вода) 

Скважина в замке -…(замочная скважина)

Приложение 3

Дидактические карточки

Карточка 1

1. Вставить безударные гласные:

см...трел в ...кно, с в...селым ш...луном, в...зет л...шадка, пох...дил

по п...лянке, дот...нулся до цв...тка, п...д...рили скв...рца, б...льшой

м...хнатый шмель, по б...кам б...леет, п...лзет по д...ске 

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Мышонок высунулся из травы и осмотрелся.

3. Выполнить фонетический разбор слова мебель.

_________________________________________________________

4. Подобрать синонимы к слову аккуратный.

________________________________________________

Карточка 3

1. Вставить парные согласные:

ре...ька с морко...кой, по у...кой тро...ке, ни...кий оре...ник, на

пово...ке, по доро...ке, поле... за ша...кой, ре...кий стук, жи...кая ка...ка,

гла...кие сапо...-ки, бли...кий дру..., ро...кий звере..., ска...ка о ры...ке 

2. Расставить знаки препинания:

Лев смотрел на собачку поворачивал голову из стороны в сторону

и не трогал ее.

3. Подобрать однокоренные слова к слову сапоги.

_______________________________________________________

4. Подобрать синонимы к слову водоем.

_______________________________________________________

 

Карточка 2

1. Вставить безударные гласные:

выл...чил б...льных, м...лькает над цв...тком, хв...тает ч...рв...ков,

з...леный буг...рок,  л...тит к дер...ву, прит...щила м...дку, с...дят на

п...ньке, зап...сать гр...бочки, к...паться в з...мле

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Ива осыпала елочку тонкими золотыми листочками.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

к...лендарь, к...р...ндаш, к...стрюля, м...дведь, с...бака, п...тух,

ябл...к..., па...ажир, жен...ина, л...пата, п...беда, обл...ка

4. Подобрать эпитеты к слову друг.

__________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Дидактические игры – упражнения

Тема: « Имя прилагательное»

 Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только  называло признак, но и давало яркое,  образное представление о предмете.

Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т. д.); трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая и др.); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная и др.); туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая и др.); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный и др.); сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая, хитрая и др.); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая и др.).

Игра « Общий признак»

Подбери ко всем словам каждой группы одно имя прилагательное, подходящее им по значению. Не забывай изменять, там, где необходимо, род и число этих прилагательных.

Образец. Слон, океан, чай – индийский.

  1. Свет, впечатление, румянец
  2. Музей, документ, событие
  3. Утро, человек, осень
  4. Крик, ветер, бросок
  5. Ваза, девочка, лед
  6. День, спор, бой
  7. Крапива, брюнет, стыд
  8. Пуговица, ответ, глаза
  9. Хлеб, воздух, газета
  10. Совесть, небо, руки
  11. Голос, дом, награда
  12. День, юбка, память

Игра « Подбери определения»

Перед вами - два абзаца (столбца) слов. Нужно соединить слова попарно, подыскивая из второго абзаца подходящее по определению слово, например, «холодный, как лед».

 Бледный

Черепаха

Голодный

Заяц

Стройный

Пыль

Хитрый

Сосенка

Глупый

Дуб

Упрямый

Рак

Ясный

Собака

Здоровый

Перышко

Сильный

Пень

Красный

Осина

Верный

День

Медленный

Осел

Мрачный

Колено

Лысый

Бык

Серый

Пес

Слепой

Крот

Злой

Волк

Трусливый

Туча

Дрожащий

Лиса

Легкий

Смерть

Ответы:

Бледный как стена, голодный как волк, стройный как сосенка, хитрый как лиса, глупый как пень, упрямый как осел, ясный как день, здоровый как бык, сильный как дуб, красный как рак, верный как пес, медленный как черепаха, мрачный как туча, лысый как колено, серый как пыль, слепой как крот, злой как собака, трусливый как заяц, дрожащий как осина, легкий как перышко.

Тема: « Имя существительное

 Игра  «Слова, в которых спрятались части тела человека»

Сердцеед, глазок, утконос, макушки, зубоскал, губастый, носорог, Череповец, дума, опростоволоситься, животное, пуховик, бусы, зубр,  бородач, мухомор, ладушки, лоботряс, надбровье, крот, ушиб, суши, Италия, ностальгия, сирота, околица, молоко, зубочистка, черепаха, пушинка, шапочка, головастик, телогрейка, рукавичка, заносы, печенье.

Ответы:

Сердце, глаз,  нос, ушки, зуб, губы, нос,  череп,  ум,  волос,  живот,  ухо,  усы,  зуб, борода, ухо, ушки, лоб,  бровь,  рот,  уши,  уши,   талия,  нос, талия,  рот,  лица, око, зуб,  череп, уши,  почка, голова, тело, рука, носы, печень.

Игра  «Слово в слове» (в каждом слове «спряталось» еще одно слово)

Смородина,  хлопушка,  гармошка,  ласточки,  стрекоза,  морозы, тапочки,  дорожки,  бабочка,  буквари,  радуга,  дорога,  платочки, огород,  олень, угроза,  камыши,  морозы,  дорога,  лесник, ягоды,  гвоздика,  победа,  погода, фасоль,  скрипка,  восток, забор.

Ответы: смородина – родина, хлопушка – пушка, гармошка – мошка, ласточки – точки, стрекоза – коза, морозы – розы, тапочки – почки, дорожки – рожки, бабочка – бочка, буквари – буква, радуга – дуга, дорога – рога, платочки – точки, огород – город, олень – лень, угроза – роза, камыши – мыши, морозы – розы, дорога – рога, лесник – лес, ягоды – годы, гвоздика – гвозди, победа – беда, погода – года, фасоль – соль, скрипка – скрип, восток – ток, забор – бор.

 

 

 

Непроизносимые согласные

  1. Пословицы, поговорки, приметы
  2. Словарные слова:

Без пирогов не праздник.

Будет и на нашей улице праздник.

Ленивый праздник знает, а будней не помнит.

Праздник придет – гостей приведет.

Без кота мышам праздник.

Рукам работа – душе праздник.

Ленивому всегда праздник.

  1. Проверяемые слова:

Сердце матери греет лучше солнца.

Работа сердце веселит.

  1. Частушки
  2. Словарные слова:

Осень щедрая такая,

Всех одарит за труды.

Мы на праздник Урожая

Принесли ее плоды.

 

Мы на праздник Урожая

Натащили овощей.

После выставки наш повар

На год нам наварит щей.

  1. Проверяемые слова:

Почему, как человечек,

Весь в мурашках огуречик?

Хоть на солнце он лежит,

Отчего же он дрожит?

 

В синих шариках, ура,

Бабушкина слива!

Буду жить теперь под ней,

Я теперь счастливый!

III. Веселые стихи

ОБИДА

До чего ж сегодня день прелестный,

Солнце, будто в праздник, так горит!

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Но стоит прекрасная корова –

Смотрят грустные ее глаза.

Значит, ей пастух суровый

«Здравствуйте» сегодня не сказал.

Игра   «Числа в словах»

 Обучающимся предлагается заменить числа буквами и получить в результате слова.

Пи100лет,  ко100чка,  7 я,  3о,  госп1,  3буна,  3тон,  и100рия,  с3ж, о5,

сви100к,   3ллер,  во100к, ви3на, по2л, за100лье, 100лица, па3от, 100рона,

р1на,  ли100к,  40а, 100лб, 7янин, ин3га, 1очка, а3бут, 3колор, ли100пад.

Ответы: пистолет, косточка, семья, трио, господин, трибуна, тритон, история, стриж, опять, свисток, триллер, восток, витрина, подвал, застолье, столица, патриот, сторона, родина, листок, сорока, столб, семьянин, интрига, одиночка, атрибут, триколор, листопад.

Игры «Спрятавшиеся ноты»

Обучающимся предлагается вставить в слова подходящие ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и записать получившееся в результате слова.

Ответы: симпатичный, Юля, реклама, милый, река, спасибо, долька, сирота, домохозяйка, фасоль, ребус, капля, рельсы, ремонт, перерыв, силуэт, директор, такси, мишка (решка), репка, дом, доска, лягушка, антресоль, помидор, черепаха, море, мина, карета, садовник, резина, добыча, стадо, фата, коляска, дорога, сирень.

 

Ребусы

 

 

 

 

 

Ответы к ребусам:

  1. Школа
  2. Карандаш
  3. Пенал
  4. Ученик
  5. Учитель