Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома
Государственное учреждение образования
«Жодинская женская гимназия»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2024-2026 гг.
Данные о консультанте (консультантах) и руководителе учреждения образования:
Консультанты проекта:
Жук Александр Иванович, учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», ректор, доктор педагогических наук, профессор;
Егорова Юлия Николаевна, учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», заместитель начальника центра развития педагогического образования.
Руководитель государственного учреждения образования:
Салаган Алеся Васильевна, директор государственного учреждения образования «Жодинская женская гимназия»
Обоснование использования в образовательном процессе учреждений образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности в сфере образования результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность.
В Республике Беларусь с 2015/2016 учебного года осуществляется системная работа по педагогической профилизации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования. Эффективность педагогической профилизации, её результаты во многом зависят от личности педагога, работающего в педагогическом классе, его профессионализма. В этом смысле ключевыми субъектами педагогической профилизации выступают все педагоги, вовлечённые в данный процесс: учителя, ведущие факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию», учителя различных учебных предметов, классные руководители, педагоги-психологи, учителя, работающие в V-IX классах и осуществляющие допрофильную педагогическую подготовку учащихся, руководство школ и гимназий.
Как показывают результаты республиканского мониторинга, который ежегодно проводит центр развития педагогического образования БГПУ, педагоги, работающие в педагогических классах, испытывают определенные затруднения в деятельности. Так, по результатам анкетирования педагогов, ведущих факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию» (май 2023 года), среди основных затруднений названы: недостаток методических материалов для разработки содержания занятий (41,4%); организация работы с портфолио «Я ‑ педагог» (30,6%); повышение мотивации учащихся к освоению содержания занятий (30,3%); оценивание учебных достижений учащихся (23,7%); проведение педагогических проб учащихся (19%); применение методов активного обучения в процессе проведения факультативного занятия (8,2%) и другие.
Таким образом, фиксируется противоречие между потребностью педагогических коллективов и педагогов учреждений общего среднего образования в эффективной реализации профильной и допрофильной педагогической подготовки учащихся и недостаточным уровнем компетентности педагогов в области педагогической профилизации, наличием личностно-профессиональных затруднений, образовательных дефицитов, требующих содействия и помощи в их преодолении.
С целью преодоления данного противоречия была разработана модель научно-методического сопровождения (далее – НМС) деятельности педагогов по педагогической профилизации, которая прошла апробацию в ходе экспериментальной деятельности (2022 – 2024 гг.) в 21 учреждении общего среднего образования из разных регионов Беларуси. Результаты экспериментального проекта «Апробация модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования» (научные руководители: А.И.Жук, Ю.Н.Егорова, БГПУ) подтверждают гипотезу о том, что специально организованный процесс НМС деятельности педагогов, осуществляющих профильную и допрофильную педагогическую подготовку учащихся, содействует повышению уровня компетентности педагогов в области педагогической профилизации образовательного процесса, преодолению их личностно-профессиональных затруднений и образовательных дефицитов.
В связи с этим переход экспериментальной деятельности в инновационный режим представляется научно обоснованным и целесообразным.
Кроме этого, внедрение модели НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования позволит получить такие продуктные («материальные») результаты, как: программы научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации (индивидуальные, для педагогического коллектива); планы РОР-сессий для педагогов по решению личностно-профессиональных затруднений; проспекты республиканских семинаров-практикумов; информационная база источников по педагогической профилизации; информационная база экспертов в области педагогической профилизации; публикации участников инновационного проекта.
Ожидаемые эффекты реализации инновационного проекта:
повышение эффективности педагогической профилизации в учреждении общего среднего образования;
развитие профессиональных компетенций руководителей в области организации сопровождения деятельности педагогов, вовлеченных в процесс педагогической профилизации;
популяризация и повышение престижа педагогической профессии в обществе.
Цель инновационного проекта: развитие компетентности педагогов в области педагогической профилизации образовательного процесса посредством организации в учреждениях общего среднего образования НМС их деятельности.
Задачи:
1. Выявить и проанализировать имеющиеся затруднения в деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования.
2. Разработать программы НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования.
3. Реализовать НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования.
4. Оценить эффективность реализации НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования.
5. Обобщить результаты инновационной деятельности и разработать методические материалы по внедрению модели НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации в массовую образовательную практику.
Описание структуры внедряемой модели.
Модель НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования (УОСО) включает следующие блоки:
концептуально-целевой (цель, задачи, функции, подходы и принципы НМС);
содержательный (предмет, направления, программы НМС);
организационно-процессуальный (уровни, субъекты, этапы, формы, методы, средства НМС);
результативно-оценочный (ожидаемый результат, критерии эффективности, средства оценки эффективности НМС).
Разработанная модель может быть представлена графически (Приложение А).
КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ БЛОК отвечает на вопрос «ЗАЧЕМ сопровождать?» и определяется социальным заказом на удовлетворение потребности системы образования в профессионально компетентном специалисте, способном осуществлять профильную и допрофильную педагогическую подготовку обучающихся с учётом требований к деятельности по педагогической профилизации образовательного процесса.
Цель НМС: развитие компетентности педагогов в области педагогической профилизации образовательного процесса в УОСО.
Задачи НМС:
1. Формирование у педагогов устойчивых мотивов к деятельности по педагогической профилизации и стимулирование их активности в процессе допрофильной и профильной педагогической подготовки учащихся.
2. Оказание помощи педагогам в выявлении образовательных дефицитов и профессиональных затруднений в деятельности по педагогической профилизации.
3. Развитие способности педагогов к проектированию индивидуальных траекторий преодоления возникающих личностно-профессиональных затруднений в деятельности по педагогической профилизации.
4. Создание условий продуктивного взаимодействия субъектов образовательного пространства для повышения эффективности педагогической профилизации.
Функции НМС:
диагностическая – направлена на выявление личностно-профессиональных затруднений, образовательных дефицитов, проблемных точек в деятельности педагога по педагогической профилизации;
проектная – связана с обучением педагога проектированию индивидуальной программы НМС в соответствии с выявленными затруднениями в деятельности по педагогической профилизации;
компенсаторная (дидактическая) – связана с преодолением пробелов и совершенствованием компетенций педагога, необходимых для его результативной деятельности по педагогической профилизации;
коррекционная – направлена на внесение корректив и изменение реализуемой педагогом модели деятельности по педагогической профилизации, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок;
профилактическая – направлена на предотвращение возможных проблем и затруднений в деятельности по педагогической профилизации;
психотерапевтическая – подразумевает содействие педагогу в преодолении различного рода психологических барьеров и затруднений, препятствующих эффективной деятельности по педагогической профилизации;
развивающая (опережающая) – связана с подготовкой профессионально компетентного специалиста, способного осуществлять педагогическую профилизацию, с учетом прогнозов развития системы образования.
Перечисленные функции тесно связаны между собой и в своей совокупности обеспечивают эффективность НМС деятельности педагогического коллектива и каждого педагога.
Методологические подходы и принципы НМС:
В качестве ценностно-смысловой основы разработки НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации нами выделены компетентностный (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Л. Жук и др.), личностно-деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев) и андрагогический (С.Г. Вершловский, В.В. Горшкова, С.И. Змеёв, М.В. Кларин, И.А. Колесникова, А.И. Кукуев, А.П. Ситник, С.А. Филин и др.) подходы.
В качестве методологических инструментов-требований, позволяющих реализовать ключевые идеи заявленных подходов, выступает ряд принципов проектирования и реализации НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации.
Компетентностный подход: принцип ориентации на модельное представление о деятельности педагога по педагогической профилизации и принцип практикоориентированности.
Личностно-деятельностный подход: принцип гуманистической направленности и принцип субъектной позиции сопровождаемых.
Андрагогический подход: принцип вариативности и принцип полисубъектности.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК отвечает на вопрос «ЧТО сопровождать?» и определяет предмет НМС и непосредственное содержание сопровождения (направления и программы НМС).
Предметом НМС является деятельность педагогов по педагогической профилизации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, которая раскрыта через совокупность обобщенных трудовых функций (ОТФ), трудовых функций (ТФ) и соответствующих им трудовых действий (ТД) (Приложение Б).
Направления НМС
В зависимости от степени возрастания потребности педагога в НМС деятельности по педагогической профилизации выделяются 3 основных направления: информационное, консалтинговое, обучающее.
Информационное направление предполагает предоставление педагогам необходимой информации по основным запросам в области педагогической профилизации.
Консалтинговое направление предполагает оказание поддержки педагогу в решении конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения и/или актуализацию потенциальных способностей педагога.
Обучающее направление связано с предоставлением педагогам возможности решать свои личностно-профессиональные затруднения через освоение способов деятельности в процессе учебной деятельности.
Программы НМС
Содержание НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации представлено тремя типами программ сопровождения: индивидуальная программа сопровождения (для конкретного педагога), программа сопровождения на уровне учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования (УНИК НПО), программа сопровождения на уровне УОСО (для педагогического коллектива).
В программу сопровождения включаются мероприятия, которые могут быть предложены педагогам, осуществляющим педагогическую профилизацию, в рамках НМС на уровне республиканского и регионального кластеров (Приложение Д).
Срок реализации программы – 2 года (с возможностью корректировок, внесения изменений и дополнений в соответствии с решениями Координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования).
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК отвечает на вопрос «КАК сопровождать?», описывает уровни НМС, субъектов НМС, этапы, формы, методы и средства НМС.
Уровни НМС
Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по педагогической профилизации осуществляется на трёх уровнях: личностном, институциональном и кластерном.
1. Личностный уровень – уровень НМС, на котором решение личностно-профессиональных затруднений педагога происходит в процессе непосредственного межличностного взаимодействия («сопровождаемый – сопровождающий») или в процессе «взаимодействия с собой»: самоорганизации, саморегуляции, самообразования, саморазвития, рефлексии педагогом собственных профессиональных дефицитов по педагогической профилизации и самопомощи в их преодолении. Основным механизмом реализации модели НМС на данном уровне является индивидуальная программа НМС деятельности педагога по педагогической профилизации.
2. Институциональный уровень – уровень НМС, на котором решение личностно-профессиональных затруднений педагога происходит за счёт ресурсов УОСО, в котором осуществляется педагогическая профилизация. Основным механизмом реализации модели НМС на данном уровне является программа НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации на уровне УОСО (для педагогического коллектива).
3. Кластерный уровень – уровень НМС, на котором решение личностно-профессиональных затруднений педагога происходит за счёт интеграции усилий и потенциала субъектов республиканского и региональных кластеров, участвующих в сопровождении процесса педагогической профилизации. Основным механизмом реализации модели НМС на данном уровне является программа НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации на уровне УНИК НПО.
Субъектами НМС являются сопровождаемые (КОГО сопровождают?) и сопровождающие (КТО сопровождает?), активно взаимодействующие в процессе достижения цели НМС.
Сопровождаемые (адресат НМС) – педагогические работники, осуществляющие педагогическую профилизацию в УОСО:
учителя, ведущие факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»;
учителя, ведущие факультативные занятия по допрофильной педагогической подготовке;
учителя различных учебных предметов, работающие в педагогических классах и классах допрофильной педагогической подготовки;
классные руководители;
педагоги-психологи;
иные педагоги, задействованные в процессе педагогической профилизации.
Сопровождающие – лица / организации, осуществляющие научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по педагогической профилизации. Сопровождающие субъекты также могут быть представлены на трёх уровнях:
Личностный уровень:
педагог, оказывающий содействие в реализации индивидуальной программы НМС (педагог-наставник, представитель руководства, педагог-психолог и др.)
Институциональный уровень:
представители руководства;
председатели учебно-методических объединений / руководители методических формирований;
педагоги-психологи;
социальные педагоги;
эксперты, наставники, опытные тьюторы из числа лучших педагогов.
Кластерный уровень:
методисты ИРО;
преподаватели УВО;
сотрудники ЦРПО БГПУ;
представители профессиональных объединений (методических формирований, советов, сообществ, ассоциаций);
сетевое сообщество.
В зависимости от задач НМС и уровней, на которых осуществляется сопровождение, одна и та же категория педагогов может выступать как в роли сопровождаемых, так и в роли сопровождающих. Например, опытный педагог, ведущий факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию», может реализовывать собственную индивидуальную программу НМС и одновременно являться наставником, оказывающим содействие в реализации индивидуальной программы сопровождения для молодого специалиста. Педагог-психолог, работающий в УОСО, может осуществлять сопровождение деятельности педагога по педагогической профилизации и в то же время он может выступать в качестве сопровождаемого в рамках реализации программы НМС на институциональном уровне – уровне УОСО (решать собственные затруднения по психолого-педагогическому сопровождению педагогической профилизации).
Этапы НМС отражают логику осуществления процесса научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации:
1. Диагностический (диагностика уровня сформированности компетентности педагогов в области педагогической профилизации; выявление затруднений и анализ дефицитов профессиональных компетенций педагогов по педагогической профилизации; активизация потребности педагогов в совершенствовании педагогической деятельности, формирование положительной мотивации к формированию компетенций в области педагогической профилизации, преодоление стартовой напряженности к взаимодействию в процессе НМС).
2. Проектировочный (составление программ сопровождения: определение направлений НМС, отбор форм, методов и средств НМС, определение конкретных мероприятий с указанием сроков выполнения и форм отчетности).
3. Реализационный (реализация программ сопровождения, стимулирование и мотивация педагогов на постоянное решение поставленных задач; неформальный контроль и отслеживание изменений в деятельности педагогов по педагогической профилизации).
4. Рефлексивный (промежуточная и итоговая диагностика уровня сформированности компетентности педагогов в области педагогической профилизации; анализ и оценка эффективности реализации программ НМС, рефлексия типовых проблем и затруднений, возникших в процессе НМС; внесение корректив в программы сопровождения).
Формы, методы и средства НМС.
НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации требует отбора адекватных средств реализации данного процесса. На каждом из этапов НМС могут быть использованы различные технологии, методы, организационные формы, выбор которых обусловлен, в первую очередь, основной задачей, решаемой на конкретном этапе:
1. Диагностический этап: анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование.
2. Проектировочный этап: моделирование, проектирование, ресурсное картирование, планирование. Отбор форм, методов и средств при проектировании программ сопровождения производится в соответствии с уровнями НМС:
Личностный уровень: собеседование, наставничество, индивидуальное консультирование, модерирование, супервизия, стажировка, работа над индивидуальной методической темой, создание «портфолио» достижений, участие в профессиональных конкурсах, проведение мастер-классов, открытых уроков, участие в профессиональных сообществах, решение кейсов, изучение передового опыта по педагогической профилизации, ознакомление с обзором новинок методической литературы, систематизация и обобщение опыта (публикации) и др.
Институциональный уровень: работа в составе творческих / проблемных групп, работа над единой методической темой, обмен педагогическим опытом, посещение открытых уроков, мастер-классов, мастерских, методический марафон уроков в педагогических классах, групповые консультации, семинары, вебинары, тренинги, игровые формы (деловые, организационно-коммуникационные, организационно-мыслительные, организационно-деятельностные игры); диалоговые формы: дискуссия и ее свернутые формы («круглый стол», форум, дебаты, диспут, «панельная дискуссия», «аквариумное» обсуждение проблемы), проблемный семинар; метод проектов, методы активного и интерактивного обучения, методы контекстного обучения, информационно-коммуникационные технологии, создание и апробация новых УМК, педагогических технологий и др.
Кластерный уровень: конференции, круглые столы, РОР-сессии, республиканские семинары-практикумы, научно-методические и проблемные семинары, вебинары, курсы повышения квалификации, дистанционные курсы, корпоративное обучение, форсайт-технология, информационно-справочные, просветительские методы, сетевые формы взаимодействия, мероприятия интернет-сообществ педагогов, информирование о достижениях в области педагогической профилизации через СМИ и др.
3. Реализационный этап: реализация отобранных форм, методов и средств сопровождения в рамках реализации программ НМС.
4. Рефлексивный этап: анкетирование, тестирование, экспресс-диагностика, методики получения обратной связи, анализ и самоанализ результатов НМС.
РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК предполагает анализ и оценку степени соответствия полученных результатов намеченным целям и задачам, обеспечивает постоянную информацию о динамике критериев и показателей, определяющих эффективность модели НМС педагогов по педагогической профилизации образовательного процесса.
Ожидаемый результат НМС: повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях педагогической профилизации образовательного процесса.
Критерии и показатели эффективности НМС выделены в соответствии с трёхкомпонентной структурой компетентности педагогов в области педагогической профилизации:
Когнитивный критерий:
тенденции развития уровня знаний и теоретических умений педагогов в области педагогической профилизации.
Деятельностный критерий:
тенденции развития уровня сформированности умений и навыков педагогов по педагогической профилизации;
проявление субъектной позиции в деятельности по педагогической профилизации.
Мотивационный критерий:
динамика мотивов деятельности педагогов по педагогической профилизации;
степень интереса к осуществлению процесса педагогической профилизации.
Средства оценки эффективности НМС:
мониторинг, анкетирование, входной и итоговый контроль, экспресс-контроль, системно-структурный анализ деятельности, рефлексия.
Кадровое и материально-техническое обеспечение инновационного проекта
Готовность государственного учреждения образования «Жодинская женская гимназия» к инновационной деятельности подтверждает наличие необходимых условий и ресурсов, а именно: наличие высококвалифицированного педагогического коллектива; высокий уровень мотивации педагогов к инновационной деятельности.
Кадровый состав участников инновационной деятельности соответствует задачам и направлениям инновационной деятельности. Состав группы обусловлен в первую очередь тем, что данные учителя уже были участниками инновационной деятельности по сходной тематике и являлись участниками экспериментальной деятельности, принимали участие в осуществлении профильной и допрофильной педагогической подготовки учащихся в гимназии, готовы к работе в инновационном режиме. Подбор участников также был обусловлен необходимостью осуществления преемственности в организации образовательного процесса, а также техническими возможностями.
Состав участников инновационного проекта на 2024/2025учебный год:
члены руководства гимназии – 2 человека,
педагогические работники – 4 человек.
К реализации проекта будут привлечены законные представители учащихся, педагог-психолог, педагог социальный, педагог - организатор, представители социума и все члены коллектива по мере необходимости.
Парк компьютерной и офисной техники состоит из 37 РС (1 РС на 7,7 учащихся), 4 медиапроекторов, 2 интерактивных досок, 10 принтеров и МФУ. 95% РС имеют широкополосный доступ в Интернет. В гимназии имеется 1 компьютерный класс, включающий 11 компьютеров (10 +1). Обеспеченность учебных предметов ЭСО составляет 92%. Локальная сеть объединяет PC в гимназии. Члены педагогического коллектива и учащиеся имеют возможность пользоваться ресурсами сети Интернет.
Сроки осуществления инновационной деятельности в сфере образования
Продолжительность инновационной деятельности – сентябрь 2024 – май 2026 гг. Данные сроки обусловлены продолжительностью осуществления профильной педагогической подготовки на третьей ступени общего среднего образования (2 года) и необходимостью сделать научно обоснованные выводы об эффективности внедрения модели НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации в УОСО.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Модель научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в УОСО
Примерная программа НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации на уровне УОСО (для педагогического коллектива)
Задача НМС |
Формы, методы и средства НМС |
Сроки НМС |
Результат |
|
1. Диагностический этап |
||||
1. Входная диагностика уровня сформированности компетентности педагогов в области педагогической профилизации |
анкетирование |
сентябрь 2024 г. |
|
|
2. Помощь педагогам в выявлении затруднений в деятельности по педагогической профилизации |
заполнение листа самооценки |
сентябрь 2024 г. |
|
|
3. Формирование у педагогов положительной мотивации к деятельности по педагогической профилизации |
встреча рабочей группы по экспериментальному проекту |
сентябрь 2024 г. |
|
|
……………. |
|
|
|
|
2. Проектировочный этап |
||||
1. Изучение педагогами предмета НМС (деятельность педагога по педагогической профилизации) |
Уточнение перечня ОТФ, ТФ и ТД педагога по педагогической профилизации |
сентябрь 2024 г. |
|
|
2. Содействие педагогам в проектировании индивидуальных программ сопровождения |
индивидуальное консультирование |
октябрь 2024 г. |
|
|
……………. |
|
|
|
|
3. Реализационный этап |
||||
1. Содействие педагогам в реализации индивидуальной программы сопровождения |
К |
наставничество индивидуальное консультирование |
на протяжении года |
|
2. Ознакомление педагогов с документацией по педагогической профилизации |
И |
предоставление для изучения нормативной документации |
сентябрь 2024 г. сентябрь 2025 г. |
|
3. Организация изучения педагогами, ведущими факультативные занятия, учебно-методического обеспечения факультативных занятий (учебной программы, методического сопровождения, УМК) |
И |
информирование о материалах, размещенных на сайте «Педагогические классы» |
сентябрь 2024 г. сентябрь 2025 г. |
|
4. Помощь учителям различных учебных предметов в отборе и конструировании содержания учебных предметов с учётом педагогической составляющей |
К |
групповые консультации в рамках предметных УМО |
1 раз в четверть |
|
5. Организация обмена опытом реализации содержания учебных предметов с учётом педагогической составляющей учителями различных учебных предметов |
О |
методический марафон открытых учебных занятий |
ноябрь 2024 г. |
|
О |
взаимопосещение учебных занятий |
на протяжении года |
|
|
6. Ознакомление классных руководителей со спецификой работы в педагогическом классе |
И |
семинар для классных руководителей |
декабрь 2024 г. |
|
7. Помощь педагогам в отборе эффективных форм и методов работы с родителями учащихся, осваивающих программы профильного обучения педагогической направленности / допрофильной подготовки |
И |
включение в содержание работы педагогического совета данной тематики |
март 2025 г. |
|
8. Содействие педагогам-психологам в организации психолого-педагогического сопровождения педагогической профилизации |
К |
определение направлений и подбор адекватных диагностических инструментов сопровождения |
октябрь 2024 г. октябрь 2025 г.
|
|
9. Организация обмена эффективным опытом педагогической профилизации всеми педагогами УОСО |
О |
школьная конференция по профильной и допрофильной подготовке учащихся |
май 2025 г. |
|
……………. |
|
|
|
|
4. Рефлексивный этап |
||||
1. Промежуточная диагностика уровня сформированности компетентности педагогов в области педагогической профилизации |
анкетирование |
апрель 2025 г. |
|
|
2. Внесение корректив в программы сопровождения |
анализ результатов НМС, корректировка программ |
апрель 2025 г. |
|
|
3. Итоговая диагностика уровня сформированности компетентности педагогов в области педагогической профилизации |
анкетирование |
апрель 2026 г. |
|
|
4. Анализ и оценка эффективности реализации программ НМС |
справка-отчет |
апрель 2026 г. |
|
|
……………. |
|
|
|
* Направления НМС на реализационном этапе:
И ‑ информационное
К ‑ консалтинговое
О ‑ обучающее
При необходимости в программу НМС могут быть включены и другие направления сопровождения (ресурсное, методическое, аналитическое и др.).
Примерная программа НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации на уровне УНИК НПО*
Формы, методы и средства НМС |
Сроки НМС |
Площадка реализации НМС |
Организационное сопровождение |
||
1. Рабочие встречи участников инновационного проекта: |
ЦРПО БГПУ |
|
стартовая встреча |
сентябрь 2024 г. |
|
промежуточная встреча |
сентябрь 2025 г. |
|
итоговая встреча |
апрель 2026 г. |
|
2. Онлайн-семинары по организации инновационной деятельности в УОСО |
на протяжении периода реализации ИП |
сервис видеоконференции Zoom |
…………………. |
|
|
Содержательное сопровождение |
||
1. Республиканский опрос педагогов, ведущих факультативные занятия, и руководства УОСО, в которых открыты педагогические классы |
ежегодно (май 2024 г., 2025 г., 2026 г.) |
сайт «Педагогические классы» https://pedklassy.bspu.by/category/useful-resources/questionnaires/ |
2. РОР-сессии педагогов по решению личностно-профессиональных затруднений |
январь-март 2025 г. |
ЦРПО БГПУ |
3. Обмен эффективным опытом педагогической профилизации |
на протяжении периода реализации ИП |
онлайн-платформа Google Класс |
4. Повышение квалификации педагогических работников учреждений общего среднего образования «Теория и практика деятельности педагогических классов» |
апрель 2025 г. |
ИПКиП БГПУ |
5. VI Международная научно-практическая конференция «Педагогические классы: опыт и перспективы» |
апрель 2026 г. |
БГПУ |
…………………. |
|
|
Информационное сопровождение |
||
1. Ресурсное обновление сайта «Педагогические классы» |
на протяжении периода реализации ИП |
Интернет-портал БГПУ |
2. Сетевое взаимодействие по созданию информационной базы источников по педагогической профилизации |
май 2025 г. |
онлайн-платформа Google Класс |
3. Сетевое взаимодействие по созданию информационной базы экспертов в области педагогической профилизации |
май 2026 г. |
онлайн-платформа Google Класс |
…………………. |
|
|
*В процессе проектирования в программу НМС будут включаться мероприятия субъектов НМС региональных кластеров
Ссылка на материалы из опыта реализации инновационного проекта размещена внизу данной страницы
Гимназия стремится сделать образовательный процесс этически и эстетически содержательным, личностно ориентированным и тем самым обеспечить широкую эрудицию, высокую культуру и осознанный нравственный выбор обучающихся. Девизом гимназии являются слова «Non scholae sed vitae discimus», что в переводе с латыни означает «Учимся не для школы, а для жизни». Девочек обучают тому, что будет необходимо им в жизни. Поэтому главная цель – обеспечение стабильной жизнедеятельности гимназии, повышение качества образования – реализуется через инновационную деятельность. С 2007 по 2010 годы Жодинская женская гимназия была областной площадкой по внедрению педагогических инициатив «Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и создание единого информационного пространства учебного заведения». Также в гимназии начала осуществляться деятельность по внедрению модульной технологии в образовательный процесс. С 2010 по 2013 годы коллектив гимназии работал над реализацией педагогического проекта «Системный подход в формировании энерго- и ресурсосберегающей образовательной среды гимназии», в рамках которого реализованы проекты «Mестная Повестка 21» (Беларусь – Германия), «Молодёжные экокоманды в Беларуси: заботимся о сохранении климата» (Беларусь – Нидерланды), Клуб Молодых Открывателей (Польша, Центр Науки Коперника, 2011г.), «Мусорная революция» (проект получил финансовую поддержку Министерства иностранных дел Нидерландов). С тех пор в гимназии проводится широкая работа в области энергосбережения. В 2013 – 2016 гг. воплощен педагогический проект «Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога и индивидуализации образования учащихся гимназии». В 2015 – 2018 гг. реализован республиканский инновационный проект «Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования». На данный момент реализуется инновационный проект «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования»
Сроки реализации: 2019 – 2022г.г.
Информационная характеристика проекта
1. Название проекта:
«Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования»
2.Разработчики проекта:
Салаган Алеся Васильевна, директор государственного учреждения образования «Жодинская женская гимназия»
Деменцевич Ольга Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Жодинская женская гимназия»
3. Научное сопровождение проекта:
Жук Александр Иванович, ректор учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор
Позняк Александра Валентиновна, начальник центра развития педагогического образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент.
4. Учреждения образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 6 г. Минска»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 126
г. Минска»
Государственное учреждение образования «Жодинская женская гимназия»
Государственное учреждение образования «Греская средняя школа» Государственное учреждение образования «Гимназия № 7 г. Молодечно»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3
г. Смолевичи»
Государственное учреждение образования «Жемчужненская средняя школа»
Государственное учреждение образования «Гимназия № 5 г. Витебска»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 40
г. Гомеля»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 32
г. Гомеля»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 8
г. Могилева»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 8
г. Слонима»
Государственное учреждение образования «Ивьевская средняя школа»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1
г. Мозыря»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г.Волковыска»
Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г. Мосты»
5.Адрес, телефон учреждения образования, разрабатывавшего проект:
222162 г. Жодино, ул. Советская, 20, Минская область
телефон 8(017 75)2 21 32
факс 8(01775)22142
e-mail: girls.gimn@gmail.com
6.Сроки проведения инновационной деятельности: 2019 – 2022 годы
Актуальность инновационного проекта
Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед Республикой Бела-русь, является организация и поддержка эффективной системы выявления и привлечения в педагогическую профессию мотивированной, интеллектуально и духовно развитой молодежи, занимающей активную гражданскую и жизненную позицию. Действенным механизмом реализации этого направления является профильная работа с обучающимися на этапе общего среднего образования. В Республике Беларусь создана система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой является целенаправленная работа со старшеклассниками на III ступени общего среднего образования по подготовке их к осознанному выбору профессии педагога. Однако для того, чтобы привлечь в педагогические классы наиболее мотивированных учащихся, необходима предварительная работа на II ступени общего среднего образования – допрофильная подготовка. Осуществление допрофильной педагогической подготовки учащихся базовой школы с использованием возможностей первичных профессиональных проб позволяет не только подготовить учащихся к осознанному выбору педагогического профиля в на III ступени общего среднего образования и в дальнейшем - профессиональной деятельности, но и способствовать дифференциации и индивидуализации обучения, построению индивидуальных образовательных траекторий, преемственности программ общеобразовательной и высшей школы.
Накопленный в прошлом столетии отечественный опыт работы педагогических классов является основой педагогической профилизации в современной белорусской школе, однако его недостаточно для организации эффективной допрофильной педагогической подготовки в современных условиях: введение в 2015 году в стране профильного обучения на III ступени общего среднего образования, создание во всех регионах и столице широкой сети профильных классов педагогической направленности как компонента системы непрерывного педагогического образования, системная работа органов государственного управления, учреждений высшего педагогического образования, учреждений дополнительного образования взрослых, педагогической общественности по повышению имиджа педагогической профессии и привлечению на педагогические специальности хорошо подготовленных и внутренне мотивированных абитуриентов и др. В этой связи требуется переосмысление специфики профильного обучения педагогической направленности в школе с учетом изменившихся социокультурных условий, генезиса педагогической науки и специфики психологического профиля современного ученика и разработка адекватных механизмов, способов и средств его эффективной реализации.
В результате проведенного анализа теории и практики допрофильной педагогической подготовки в Беларуси выявлены противоречия между:
- требованием осознанного и ответственного выбора учащимися направления образовательной деятельности по окончании II ступени общего среднего образования и недостаточной разработанностью современных педагогических средств, обеспечивающих подготовку учащихся II ступени общего среднего образования к этому выбору в процессе допрофильной подготовки;
- многообразием форм, содержания и способов организации образовательной деятельности учащихся II ступени общего среднего образования и их недостаточной систематизацией в контексте допрофильной подготовки;
- требованием создания для учащихся II ступени общего среднего образования ситуации выбора содержания и форм образовательной деятельности в процессе допрофильной подготовки и недостаточной разработанностью способов обеспечения этого выбора в образовательной практике;
- существующими инновационными подходами использования разнообразных образовательных возможностей допрофильной подготовки учащихся в системе «школа-вуз» и реализацией традиционной структуры взаимодействия общеобразовательной и высшей школы.
С целью преодоления вышеуказанных противоречий была разработана и апробирована в ходе экспериментальной деятельности (2016 – 2019 г.) модель допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования.
Несмотря на доказанную эффективность апробируемой модели, трехлетний период реализации экспериментального проекта не позволил провести полный цикл организации допрофильной подготовки педагогической направленности с 5-го по 9-ый классы. В связи с этим переход экспериментальной деятельности в инновационный режим представляется научно обоснованным и целесообразным.
Указанные противоречия, актуальность проблемы и обозначенная практическая потребность обусловили выбор темы проекта «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования».
Практическая значимость инновационного проекта определяется возможностью широкого внедрения в образовательный процесс модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования и формированию у учащихся готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования.
Цель проекта
Создание в учреждении общего среднего образования развивающей образовательной среды, способствующей формированию у учащихся 5-9-х классов готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования
Задачи:
- обеспечить организационно-управленческие условия для внедрения на инновационных площадках модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования;
- осуществить отбор эффективных форм, средств, методов и технологий, способствующих формированию готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования;
- осуществить внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся с учетом специфики учреждения общего среднего образования;
- сформировать у участников инновационной деятельности устойчивое положительное отношение к педагогическому труду;
- оценить, обобщить и распространить эффективный опыт по внедрению модели организации допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени среднего общего образования в массовую образовательную практику.
Описание научных теорий и разработок,
на основе которых создан проект
В современной школе допрофильная подготовка является важнейшим компонентом подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.
Ключевым механизмом продуктивного осознанного выбора выпускниками педагогической профессии является допрофильная подготовка учащихся на II ступени среднего общего образования и профильная подготовка учащихся на III ступени среднего общего. Исследования проблем допрофильной педагогической подготовки учащихся находят отражение в работах педагогов, психологов, социологов, философов. Теоретической базой исследования выступают:
- теоретические идеи личностно ориентированного, дифференцированного, компетентностного образования (Е.В. Бондаревская, И.Б. Ворожцова, О.Л. Жук, Н.Ю. Ерофеева, В.В. Сериков, И.Э. Унт, И.С. Якиманская и др.);
- теоретические положения о преемственности и взаимосвязи общего и профессионального образования (С.М. Годник, В.И. Загвязинский, А.С. Казаринов, В.С. Леднев, В.Ю. Микрюков, А.М. Новиков, Л.О. Филатова и др.);
- теоретико-методологические и методические положения современной концепции профильного и допрофильного обучения (А.В. Баранников, В.А. Болотов, В.И. Блинов, А.Г. Каспржак, А.А. Кузнецов, А.Г. Капустняк, К.Г. Митрофанов, Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, Н.С. Пряжников, Е.Л. Рачевский, М.В. Рыжаков, С.В. Суматохин, В.М. Филиппов, И.Д. Фрумин, И.Д. Чечель и др.);
- психологические исследования о сущности и закономерностях профессионального самоопределения учащихся (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, В.И. Журавлев, А.Я. Журкина, И.И. Зарецкая, Е.А. Климов, В.М. Марищук, В.Я. Поляков, И.А. Сасова, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова);
- психолого-педагогические идеи о сущности и генезисе развития профессионально-педагогического самосознания будущего учителя (И.И. Казимирская. В.Н. Козиев, Ю.Н. Кулюткин, В.П. Саврасов, Г.И. Сухобская, А.В. Торхова, Л.Б. Шнейдер и др.);
- теория управления образовательными системами (В.Г. Афанасьев, Д.М. Гвишиани, Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, М.И. Кондаков, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Н.С. Сунцов, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова).
Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности
В 2016 - 2019 учебных годах проводилась реализация республиканского экспериментального проекта «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования (2016-2019 гг.)». Руководители проекта: А.И. Жук (ректор БГПУ, д.п.н., проф.), А.В. Позняк (начальник центра развития педагогического образования БГПУ, к.п.н., доц.). Участники проекта – 15 учреждений общего среднего образования из разных областей страны. Цель экспериментальной деятельности – экспериментальная проверка эффективности модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования.
В ходе экспериментальной деятельности апробировалась модель организации допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени среднего общего образования, включающая целевой (цель и задачи), нормативный (принципы), содержательный (содержание и этапы), организационный (формы, методы, технологии) и оценочный (диагностика эффективности) блоки.
В соответствии с календарными планами ЭД велась по трём направлениям: работа с учащимися, работа с педагогами, работа с родителями.
Анализ результатов диагностики выявил высокую эффективность апробируемой модели и подтвердил выдвинутую гипотезу о том, что апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- созданы организационно-управленческие условия для апробации на экспериментальных площадках допрофильной педагогической подготовки учащихся;
- в учреждении общего среднего образования создана развивающая образовательная среда, способствующая формированию у учащихся 5-9-х классов готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования;
- апробация модели осуществляется на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Проведенный мониторинг позволил определить, как менялась готовность учащихся к обучению в классах педагогического профиля и измерить мотивационную и когнитивную готовность учащихся, их степень освоения учебной программы факультативных занятий. В целом анализ результатов диагностики позволил заключить:
1. Во всех классах была зафиксирована статистически значимая разница между респондентами экспериментальной и контрольной групп в показателях готовности к обучению в профильных классах педагогической направленности.
2. Разница в мотивационной и эмоционально-волевой готовности немного превышает разницу в показателях когнитивной готовности у учащихся экспериментальной и контрольной групп.
3. Ближе к старшим классам статистически значимая разница в ответах представителей экспериментальной и контрольной групп увеличивается.
4. Ближе к старшим классам у представителей экспериментальных групп фиксируется более высокий уровень мотивационной и эмоционально-волевой готовности к обучению в педагогических классах и к овладению педагогической профессией.
5. В 5-х классах, в которых ведется допрофильная педагогическая подготовка, обучаются учащиеся приблизительно с одинаковым уровнем готовности (около 0.65).
6. Модули, входящие в программу допрофильной педагогической подготовки, позволяют сформировать знания и умения, которые определяют вероятность самоопределения учащихся в выборе педагогической профессии.
Основная идея инновационного проекта и направления
её осуществления
Основная идея проекта заключается в том, что впервые в условиях внедрения на инновационных площадках модели допрофильной педагогической подготовки учащихся II ступени среднего общего образования будет создана развивающая образовательная среда, способствующая формированию у учащихся 5-9-х классов готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования.
Модель внедрения модель организации допрофильной педагогической подготовки в образовательный процесс
Инновационная модель организации допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени среднего общего образования включает целевой (цель и задачи), нормативный (принципы), содержательный (содержание и этапы), организационный (формы, методы, технологии) и оценочный (диагностика эффективности) блоки.
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Цель допрофильной педагогической подготовки учащихся: подготовка учащихся II ступени среднего общего образования к осознанному выбору педагогического профиля профессиональной деятельности и адаптация к обучению в профильных классах педагогической направленности на III ступени общего среднего образования.
Задачи:
1. Формирование у учащихся устойчивого интереса к педагогической деятельности и стимулирование их познавательной активности в процессе допрофильной педагогической подготовки.
2. Выявление и развитие у учащихся профессиональных склонностей и способностей, лежащих в основе педагогической деятельности.
3. Воспитание уважительного отношения к разным видам педагогической деятельности как социально равноценным.
4. Развитие способности к управлению собственным процессом обучения и прогнозированию индивидуальной образовательной траектории дальнейшего обучения в соответствии с личными склонностями, потребностями и интересами в профессионально-педагогической сфере.
НОРМАТИВНЫЙ БЛОК
Принципы:
1. Принцип преемственности в реализации образовательных программ допрофильного и профильного обучения, обеспечивающий координированность и согласованность содержания педагогической подготовки учащихся на II и III ступенях общего среднего образования.
2. Принцип вариативности, предполагающий предоставление образовательным учреждениям различных моделей содержательного и технологического наполнения допрофильной педагогической подготовки в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями.
3. Принцип включённости всех субъектов образовательного процесса в решение задач допрофильной педагогической подготовки (учащиеся, педагоги школ, преподаватели вуза, родители, классные руководители).
4. Принцип сетевого взаимодействия различных образовательных учреждений, осуществляющих допрофильную педагогическую подготовку (с привлечением посреднической функции учреждения высшего образования).
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Содержание и этапы:
Условно содержание допрофильной педагогической подготовки учащихся можно разделить на II этапа:
I этап (образовательный процесс в 5-7-м классах).
Деятельность направлена на развитие у учащихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального педагогического опыта.
В рамках первого этапа проводятся факультативных занятий «Учись учиться» (5 класс), «Познай себя» (6 класс), «Семейная педагогика» (7 класс), а также активное участие во внеклассных мероприятиях профориентационной и общекоммуникационной направленности. На данном этапе возможно прохождение первых профессиональных проб (волонтерский педагогический отряд, помощник учителя, воспитателя ГПД и др.)
II этап (образовательный процесс в 8-9-м классах).
Деятельность должна быть направлена на более углубленное формирование знаний о сущности педагогической профессии и возможностях, открывающихся в данной сфере деятельности, а также на развитие способностей, детерминирующих успешность дальнейшего обучения в профильных педагогических классах. Учащиеся получают более богатый опыт педагогической и исследовательской педагогической деятельности на данном этапе, который становится составной частью их портфолио, и продолжают освоение факультативных занятий: «Педагогические роли учителя» (8 класс), «Искусство практического человековедения» (9 класс). Поскольку на данном этапе формируется умение соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к педагогическим специальностям, в системе допрофильной подготовки должен работать педагог-психолог, который посредством анкетирования, индивидуального собеседования, тренингов и других мероприятий максимально эффективно решит поставленную задачу. Освоение первичного педагогического опыта должно происходить посредством вовлечения учащихся в социально значимую деятельность, поощрение их личностных достижений. Привлечение к реализации этого направления учащихся педагогических классов под руководством социального педагога, педагога-организатора позволит подросткам ощутить свою востребованность и значимость, будет способствовать формированию коммуникативных компетенций, так важных будущему педагогу.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК модели допрофильной педагогической подготовки учащихся включает различные формы, методы, технологии работы с учащимися, с педагогами, с родителями. Среди них: информационно-справочные, просветительские методы, диагностические методы, игровые методы, методы активного обучения, интерактивные методы, дискуссии, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии и др. Основной акцент делается на педагогических пробах и методах контекстного обучения.
ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК модели строится на основе диагностик обучения, воспитания и развития учащихся и обеспечивает постоянную информацию о динамике показателей, определяющих эффективность экспериментальной деятельности.
Социальный заказ Образовательный заказ |
Целевой блок Цель Задачи |
Нормативный блок Принципы |
Содержательный блок |
Организационный блок |
Оценочный блок Диагностический инструментарий Критерии и показатели оценки |
Работа с учащимися |
Работа с педагогами |
Работа с родителями |
Формы |
Методы |
Технологии |
Проведение факультативных занятий |
Организация деятельности волонтерского педагогического отряда |
Проведение внеклассных профориентационных мероприятий |
Направления деятельности по реализации проекта
Оптимизация управленческой деятельности:
- автоматизация организационно-управленческой деятельности;
- организация работы творческих групп педагогов по теме проекта;
- проведение семинаров-практикумов, тренингов, круглых столов по внедрению эффективных педагогических технологий в образовательный процесс;
- расширение медиатеки гимназии (электронные учебники, банк электронной художественной литературы, банк видеоматериалов, банк данных информационных образовательных ресурсов, банк данных ЭСО и других медиатекстов) в ИБЦ;
- поддержание в активном состоянии информационного ресурса (сайта) учреждения образования с целью информирования обучающихся и их законных представителей;
- открытие профильных педагогических клубов для обучающихся, родителей;
- создание предметных виртуальных кабинетов.
Развитие профессиональных компетенций педагогов:
- проведение с участниками проекта лекций, семинаров, консультаций по проблеме допрофильной педагогической подготовке учащихся;
- проведение постоянно действующего семинара-практикума «Основные направления допрофильной педагогической подготовки»;
- организация открытых занятий, мастер-классов, персональных методических выставок, научно-практических конференций;
- обобщение, систематизация и распространение лучшего опыта работы учителей гимназии, педагогов Беларуси и ближнего зарубежья по формированию профессиональных компетенций;
- проведение заседаний педагогического совета, методического совета и методических объединений, посвященных состоянию работы по проекту;
- организация педагогического самообразования участников проекта по проблеме формирования у учащихся 5-9-х классов готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования;
- использование ресурса дистанционного образования для повышения квалификации педагогов;
- повышение квалификации педагогов на базе УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Формирование профессиональной (педагогической) компетенций обучающихся:
- совершенствование работы волонтерского педагогического отряда учащихся;
- вовлечение гимназисток в разнообразную педагогическую деятельность на учебных занятиях и во внеурочное время;
- участие гимназисток в социальных проектах;
- организация деятельности клуба педагогической направленности гимназисток;
- организация объединений по интересам (социально-педагогического профиля);
- участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, исследовательской и проектной работе.
Взаимодействие с законными представителями обучающихся
- разъяснение сути инновационного проекта родительской общественности;
- информирование об организации образовательного процесса гимназии, об итогах промежуточной и итоговой аттестации, гимназической жизни через информационные ресурсы гимназии;
- интернет-общение с руководством гимназии и учителями на форуме сайта;
- вовлечение законных представителей в совместную социальную деятельность;
- организация работы клуба законных представителей.
Формирование развивающей образовательной среды учреждения образования:
- создание общей информационной базы данных, объединяющей информационные потоки, которые функционируют в учреждении образования и организация постоянного доступа к ней всех участников образовательного процесса;
- учет результатов индивидуальной педагогической деятельности («портфель» достижений) учащимися;
- поддержание в рабочем состоянии локальной сети учреждения, позволяющей объединить и систематизировать информационные ресурсы;
- создание и систематизация информационной платформы Future teacher.
Диагностическое обеспечение проекта
- разработка диагностического материала для мониторинга показателей критериев эффективности инновационной деятельности;
- проведение диагностических процедур со всеми участниками инновационного проекта;
- проведение тренингов, консультаций для всех участников инновационного проекта по заявленным проблемам;
- анализ методических и иных профессиональных достижений педагогов – участников проекта (непрерывно).
Ожидаемые результаты:
- разработана система управления по обеспечению реализации инновационного проекта;
- разработан комплекс мониторинговых мероприятий по оценке эффективности реализации инновационного проекта;
- создана система информационной поддержки;
- обогащённая современная развивающая образовательная среда учреждения образования;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
- разработаны комплексы авторских методических продуктов, дидактических материалов по эффективному внедрению модели допрофильной педагогической подготовки учащихся 5-9 классов;
- разработана система оценки эффективности внедрения модели допрофильной педагогической подготовки;
- проведены индивидуальные педагогические исследования участников инновационной деятельности;
- создан комплекс педагогических условий (организационно-педагогических, психолого-педагогических, дидактических) для эффективной интеграции модели допрофильной педагогической подготовки в образовательный процесс;
- повышение уровня педагогической культуры всех участников инновационной деятельности;
- сформированность компетенций учащихся, обеспечивающих социальную адаптацию учащихся в развивающей образовательной среде учреждения;
- разработка и выпуск собственных образовательных продуктов, методических рекомендаций по внедрению инновационной модели в образовательный процесс;
- трансляция инновационного педагогического опыта на различных уровнях.
База инновационной деятельности:
- образовательный процесс V-IX;
- процесс непрерывного профессионального обучения и развития педагогического коллектива учреждения образования.
Программа реализации проекта
Этапы реализации инновационного проекта
I этап - подготовительный (январь 2019 г. — август 2019 г.)
Цель: оценка состояния готовности педагогического коллектива учреждения образованияк работе в инновационном режиме.
Содержание работы на этапе:
- cамоопределение педагогического коллектива на участие в инновационной работе. Определение проблемного поля, выявление наиболее актуальной и социально-значимой проблемы. Поиск и оценка инновационных идей для ее разрешения;
- исследование, изучение научно-методических источников, результатов экспериментальной деятельности с целью поиска инновационной идеи;
- определение инновационной идеи и формулировка темы инновационного проекта, обоснование актуальности выбранной темы;
- оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности;
- мотивация педагогов на инновационную деятельность и создание группы участников проекта;
- изучение и анализ литературы, педагогического опыта по теме проекта;
- разработка и оформление проекта «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования»
II этап – проектировочно-диагностический
(август 2019 г. – декабрь 2019 г.)
Цель: анализ ресурсного обеспечения; определение и создание оптимальных условий для реализации проекта; разработка комплексно-целевой программы проекта; предотвращение возможных рисков и ограничений.
Содержание работы на этапе:
- определение основных направлений исследований педагогов, форм мониторинга, отчётности, анализа и оформления полученных результатов, коррекции возможных рисков и путей их преодоления;
- разработка документации, регламентирующей инновационную деятельность учреждения образования;
- издание приказа об организации инновационной деятельности в учреждении и функциональных обязанностях членов инновационной группы;
- разработка перечня индивидуальных творческих заданий для педагогов, принимающих участие в инновационной деятельности;
- определение задач деятельности, ожидаемый результат каждым участником инновационного проекта;
- организация информационной кампании;
- установочный семинар для участников проекта по уточнению критериев и показателей эффективности инновационной работы учреждения образования и участников проекта, определение направлений исследований педагогов по теме проекта;
- диагностика готовности методической и социально-психологической службы к организации и сопровождению инновационной деятельности;
- выявление уровня мотивации субъектов образовательного процесса к инновационной деятельности;
- диагностика уровня сформированности компетенций субъектов образовательного процесса;
- анализ уровня обученности учащихся;
- диагностика уровня организационно-педагогической культуры учащихся;
- анализ результатов диагностик.
III этап-практический (январь 2020 г. — декабрь 2021 г.)
Цель: обеспечение выполнения программы реализации проекта.
Содержание работы на этапе:
- организация деятельности педагогического коллектива по реализации проекта;
- научно-методическое консультирование, методическое сопровождение всех участников инновационной деятельности;
- проведение психолого-педагогических консилиумов, систематической учёбы (семинары, практикумы, консультации и т.п.), рефлексивных и инструктивно-методических совещаний;
- создание условий для интенсификации самообразовательной деятельности педагогов;
- изучение отношения к инновации со стороны обучающихся, их законных представителей и педагогов школы;
- организация контроля над осуществлением работы в четком соответствии с программой инновационной деятельности и нормативными правовыми документами, а также осуществление контроля ведения обязательной документации в рамках инновационного проекта;
- создание методических формирований педагогов – исследователей по теме проекта;
- разработка и проведение уроков, факультативных занятий, мероприятий внеклассной работы направленные на формирование у учащихся 5-9-х классов готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования;
- организация посещения и взаимопосещения мероприятий в рамках проекта, их анализ и обмен опытом;
- поэтапный мониторинг эффективности модели, корректировочные действия;
- участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня;
- проведение презентаций, конференций, круглых столов, дебатов, олимпиад и творческих конкурсов в рамках проекта;
- наращивание комплекса ресурсов по теме проекта;
- расширение педагогического партнёрства в рамках реализации проекта с другими учреждениями общего среднего образования Республики Беларусь;
- итоговый контроль обученности, состояния здоровья обучающихся, уровня сформированности профессиональных (педагогических) компетенций и удовлетворённости участников инновационной деятельности.
IV этап –обобщающий (январь 2022 г. — август 2022 г.)
Цель: анализ полученных результатов, оценка опыта инновационной деятельности учреждения образования.
Содержание работы на этапе:
- систематизация документации участников инновационного проекта, материалов диагностики самоконтроля;
- самообобщение инновационного опыта педагогами-инноваторами;
- анализ и оценка эффективности внедрения модели допрофильной педагогической подготовки учащихся 5-9 классов;
- рефлексивное осмысление всех результатов проекта;
- систематизация и обобщение результатов проекта;
- оформление результатов проекта, подготовка их к экспертизе, составление отчётов всеми участниками проекта;
- проведение итогового семинара, презентация опыта и результатов инновационной деятельности в коллективе;
- выявление направлений и перспектив инновационного развития школы на основе имеющегося опыта в дальнейшем;
- определение форм распространения и трансляции обобщенного эффективного инновационного опыта;
- организация творческих отчетов участников проекта с презентацией результатов инновационной работы, организация мастер-классов педагогов-инноваторов, достигших высоких результатов в ходе инновационной деятельности;
- обобщение опыта инновационной деятельности коллектива и подготовка публикаций в педагогической печати;
- участие в научно-практических конференциях, семинарах, консультациях;
- создание методических рекомендаций по использованию результатов проекта в гимназии и в других учреждениях образования.
Критерии эффективности инновационной деятельности
Критерии |
Показатели |
Методы диагностики |
Личностное развитие обучающихся |
- положительная динамика повышения у учащихся интереса к педагогическим профессиям; - освоение принципов, ценностей, норм педагогической профессии; - высокая степень готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования; - повышение уровня креативности, способности к саморазвитию; - рост числа обучающихся, охваченных волонтерской деятельностью; - сформированность навыков групповой работы, владение различными социальными ролями в группе и коллективе; - повышение уровня коммуникативных умений и навыков; - положительная динамика результативности участия в проектной и исследовательской деятельности, в конкурсах и мероприятиях. - устойчивое положительное отношение к педагогическому труду. |
анкета, наблюдение, интервью, собеседование |
Уровень обученности учащихся |
- положительная динамика учебных достижений учащихся; - положительная динамика результативности участие в творческих, интеллектуальных конкурсах, мероприятиях. |
мониторинг учебных достижений, сравнительный анализ |
Уровень профессионализма педагогических кадров |
- повышения квалификации педагогических кадров; - расширение социально-педагогического партнёрства в рамках реализации проекта с другими учреждениями общего среднего и высшего образования Республики Беларусь; - расширение диапазона методов, технологий применяемых в педагогической деятельности; - высокая степень сформированности навыков педагогической культуры; - повышение уровня креативности, саморазвития, педагогической инициативы и готовности к её реализации посредством индивидуальных мини исследований; - соблюдение педагогической этики. |
анкетирование, наблюдение, изучение дневников педагогов-инноваторов, собеседование |
Удовлетворённость членов гимназического сообщества, представителей социума инновационной деятельностью |
- положительная динамика удовлетворённости обучающихся, родителей, учителей инновационной деятельностью, ее результатами и перспективами; - активное участие родителей в планировании, в организации выполнения планов и оценке результатов работы учреждения образования. - сетевое взаимодействие; |
Анкета (баллы), наблюдение, изучение дневников педагогов-инноваторов, собеседование, методические «прогулки», контент-анализ аналитическая информация) |
Здоровье обучающихся |
- снижение уровня тревожности учащихся; - сохранение показателей школьно-значимых заболеваний (острота зрения, нарушение осанки) |
мониторинг здоровья учащихся |
Повышение социального статуса учреждения образования |
- положительная динамика роста контингента обучающихся; - увеличение количества публикаций в СМИ, рекламных материалов, педагогических, методических брошюр. |
сравнительный анализ |
Кадровое обеспечение проекта
Образовательный процесс в государственном учреждении образования «Жодинская женская гимназия» осуществляют высококвалифицированные специалисты, из которых высшее образование имеют 28 человек (93 %), 2 человека (7 %) — среднее специальное образование. Из 23 педагогических работников, осуществляющих преподавание учебных предметов, 82 % имеют высшую, первую квалификационные категории. 87% учителей имеют стаж 10 и более лет.
Деятельность педагогов характеризуется результативным участием в научно-практических семинарах и конференциях различных уровней,опытом эффективной организации исследовательской деятельности педагогов и обучающихся, положительной динамикой участия обучающихся в олимпиадах по учебным предметам, конкурсах, конференциях, фестивалях разного уровня.
Состав участников инновационного проекта на 2019/2020 учебный год:
● Члены руководства – 3 человека
● Педагогические работники – 8 человек
К реализации проекта будут привлечены законные представители обучающихся, педагог-психолог, педагог социальный, педагог - организатор, представители социума и все члены коллектива по мере необходимости.
Готовность государственного учреждения образования «Жодинская женская гимназия» к инновационной деятельности подтверждает наличие необходимых условий и ресурсов, а именно:
● наличие высококвалифицированного педагогического коллектива;
● высокий уровень мотивации педагогов к инновационной деятельности (более 70% педагогических работников готовы принять участие в проекте);
● высокий уровень готовности социально-педагогической и психологической службы гимназии к сопровождению инновационной деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Учебно-материальная база гимназии соответствует действующим социальным стандартам. Для организации образовательного процесса гимназии используется 16 кабинетов, кроме того - компьютерный класс, 2 мастерские обслуживающего труда, спортивный и хореографический залы, бассейн, тренажерный зал, библиотека, 5 спален и 2 игровые комнаты ГПД. Имеются кабинеты СППС, заместителей директора по учебной работе, методический кабинет, комната детских и молодежных общественных организаций, учительская, музейная комната.
Парк компьютерной и офисной техники состоит из 37 РС (1 РС на 5,9 обучающихся), 4 медиапроекторов, 2 интерактивных досок, 10 принтеров и МФУ. 95% РС имеют широкополосный доступ в Интернет. В гимназии имеется 1 компьютерный класс, включающий 11 компьютеров (10 +1). Обеспеченность учебных предметов ЭСО составляет 92%. Локальная сеть объединяет PC в гимназии. Члены педагогического коллектива и обучающиеся имеют возможность пользоваться ресурсами сети Интернет. Средняя загруженность компьютерной техники составляет в среднем 58 часов в неделю.
Финансово-экономическое обеспечение
Финансовое обеспечение участников инновационного проекта осуществляется согласно Приложению № 3 Постановления Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 г. № 6 (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.09.2003 г. № 108) в соответствии с Положением Министерства Образования Республики Беларусь от 30 декабря 2005 года № 129.
Источники информации
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А.Амонашвили. – М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. – 496 с.
2. Анин, Б. Учитель моей жизни: кн. интервью / Б. Анин. – М.: Сов. Россия, 1982. – 172 с.
3. Вершловский, С.Г. Учитель о себе и профессии / С.Г. Вершловский. – М.: Педагогика, 1988. – 265 с.
4. Жук, О.Л. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода : учеб. пособие / О.Л.Жук, С.Н.Сиренко ; под общ. ред. О.Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2007. – 192 с.
5. Зимняя, И.А. Педагог как субъект педагогической деятельности : учеб. пособие / И.А.Зимняя. – Ростов н/Дону : Феникс, 1997. – 480 с.
6. Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Д.А.Иванов // Школьные технологии. – 2007. – № 6. – С. 77 – 82.
7. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М.Митина. – М.: Просвещение, 1998. – 346 с.
8. Савенко, Т.Н. Педагогическая профессия: осмысление выбора. Введение в педагогическую профессию: курс лекций для студ. пед. университета / Т.Н. Савенко. – Мозырь: МГПУ, 2008. – 140 с.
9. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
10. Тарантей, В.П. Сборник качественных задач: общая педагога, дидактика / В.П. Тарантей, Л.М. Тарантей, М.Д. Есекешова, Э.Ш. Кочкорбаева // КазАту им. С. Сейфулина, 2015. – 197 с.
11. Тарантей, Л.М. Акмеология и основы индивидуальных и социальных достижений: учебное пособие / Л.М. Тарантей, Э.Ш. Кочкорбаева. – Астана : типография КазАту им. С. Сейфулина, 2014. – 155 с. 26
12. Торхова, А.В. Теоретико-методические основы развития индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя: монография / А. В. Торхова. – М.: Мос. гос. пед. ун-т., 2005. – 226 с.