ПОЛОЖЕНИЕ о реализации республиканского информационного проекта «Школа – территория здоровья»

10.09.2020

ПОЛОЖЕНИЕ

о реализации республиканского информационного проекта

«Школа – территория здоровья»

в государственном учреждении образования

«Жодинская женская гимназия»

 

ГЛАВА 1. Общие сведения о реализации проекта

1.1. Наименование проекта: «Школа – территория здоровья».

1.2. Место реализации проекта: Государственное учреждение образования «Жодинская женская гимназия», Минская область, г.Жодино, ул. Совесткая, 20.

1.3 Главная идея проекта: создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни, оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся путем взаимодействия педагогов и учащихся, их законных представителей, а также других заинтересованных организаций.

1.4. Сроки реализации проекта 2020-2023 гг.

1.5. Участники проекта: администрация ГУО «Жодинская женская гимназия», классные руководители, педагоги учреждения, учащиеся I–XI класса, родительская общественность, представители ГУ «Жодинский городской ЦГЭ», УЗ «Жодинская ЦГБ», заинтересованные организации.

1.6. Принципы реализации проекта:

Культурологический подход: приобщение учащихся к культуре гигиены.

Деятельный подход: игровой, творческий.

Комплексный подход: использования профилактических и оздоровительных технологий.

Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития

1.7. Информационное обеспечение проекта: сайт Государственного учреждения образования «Жодинская женская гимназия».

ГЛАВА 2. Функциональные обязанности различных категорий работников учреждения

2.1. Функции медицинского работника:

  • контроль за прохождением медосмотров учащихся;
  • определение уровня физического здоровья на основании медосмотров учащихся, подписанных участковым педиатром;
  • подготовка статистических данных о нарушениях здоровья учащихся;
  • контроль сведений о заболеваемости.

 2.2. Функции руководство учреждения:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в учреждении;
  • организация учебного процесса в соответствии с принципами сбережения здоровья учащихся на учебных и факультативных занятиях;
  • организация и контроль учебных, факультативных занятий, занятий объединений по интересам, занятий хореографической направленности;
  • обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;
  • разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
  • организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  • организация и контроль работы по оказанию психологической помощи и социальной поддержи учащихся учреждения.

2.3. Функции классного руководителя, воспитателя ГПД:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
  • организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, детского дорожно-транспортного травматизма на дорогах;
  • организация в режиме рабочего дня: правильного размещения учащихся при посадке, физкультминутки, гимнастика для глаз,  гимнастика до уроков,  соблюдение режима проветривания, контроль за снятием верхней одежды и сменой обуви учащимися, организация и проведение профилактических работы с родителями, организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГОВД,  медработниками;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения, знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения;
  • просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья через проведение уроков ОБЖ и классных часов.

2.4. Функции педагога-психолога и социального педагога:

  • контроль пропусков учащимися занятий;
  • диагностика адаптации учащихся;
  • создание и корректировка социального паспорта гимназии;
  • взаимодействие с законными представителями учащихся;
  • работа родительского клуба «СЕМьЯ»
  • работа «Родительского университета».

2.5. Функции педагога-организатора, учителей физической культуры и здоровья:

  • организация подвижных перемен;
  • участие учащихся в исследовательской работе;
  • организация Дней здоровья;
  • организация мероприятий шестого школьного дня.

2.6. Функции учителей-предметников, библиотекаря:

  • взаимодействие с педагогическим и ученическим коллективом для оказания информационной и выставочной работы в рамках реализации проекта;
  • организация внеклассных мероприятий в рамках реализации проекта.

ГЛАВА 3. Этапы реализации проекта

3.1. Первый этап: Подготовительный (сентябрь 2020- декабрь 2020 гг.)

  • Оценка и анализ состояния здоровья учащихся, учащихся в учреждении.
  • Планирование этапов реализации проекта.
  • Подготовка программно-методического обеспечения.
  • Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.
  • Ознакомление законных представителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья»
  • Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации проекта «Школа – территория здоровья»

3.2. Второй этап: Практический (январь 2021 - май 2023).

  • Реализация проекта «Школа – территория здоровья» согласно плану мероприятий;
  • посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий,
  • создание методической копилки опыта;
  • мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении;
  • контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внеклассной деятельностью учащихся в рамках формирования здорового образа жизни;
  • коррекция проекта «Школа – территория здоровья» по мере реализации мероприятий (при необходимости).

3.3. Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (июнь 2023-декабрь 2023).

  • Анкетирование родителей, учащихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта;
  • сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья»;
  • мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни;
  • обсуждение итогов реализации проекта «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся;
  • обобщение и распространение опыта среди заинтересованных.

ГЛАВА 4. Основные направления реализации проекта

4.1. Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих Санитарным нормам и правилам «Требования для учреждений общего среднего образования» условий для воспитания и обучения детей, и формирование их здоровья:
  • составление расписания на основе Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», проведение физкультминуток;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;
  • постоянное отслеживание санитарно-гигиенического состояния учреждения;
  • планомерная организация питания учащихся;
  • проведение обязательного медицинского обследования.

4.2. Просветительское направление предполагает:

  • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции);
  • совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по пропаганда здорового образа жизни;
  • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки ОБЖ, физической культуры и здоровья, литературы и т.д.).

4.3. Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;
  • предупреждение проблем развития ребенка;
  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  • развитие познавательной и учебной мотивации;
  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
  • совершенствование психолого-медико-педагогической деятельности;
  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

4.4. Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

4.5. Диагностическое направление предполагает:

  • проведение мониторинга за состоянием здоровья учащихся;
  • изучение режима дня учащихся,
  • изучение бытовых условий;
  • внешкольная занятость дополнительными занятиями.

4.6. Используемые здоровьесберегающие образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
  • здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

4.7. Реализация основных направлений программы:

  • Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха учащихся.
  • Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
  • Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  • Контроль над сменой видов деятельности учащихся в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  • Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
  • Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
  • Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
  • Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
  • Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в учреждении и вне его.
  • Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
  • Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
  • Обучение учащихся с учетом возрастных особенностей оказанию первой медицинской помощи.

4.8. Формы работы:

4.8.1.Учет состояния детей:

  • анализ медицинских карт;
  • определение группы здоровья;
  • учет посещаемости занятий;
  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

4.8.2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
  • динамические паузы;
  • индивидуальные занятия;
  • организация спортивных перемен;
  • дни здоровья;
  • физкульминутка для учащихся;
  • организация оздоровительный лагерей с дневным пребыванием.

4.8.3.Урочная и внеурочная работа:

  • уроки учителей, руководителей физвоспитания, ОБЖ;
  • классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
  • работа объединений по интересам.

ГЛАВА 5. Прогнозируемые результаты проекта

 5.1. По завершении этапа проектирования управленческих решений следует этап исполнения. Согласно цели и задачам проекта спрогнозирована модель личности обучающегося:

Модель выпускника общего среднего образования:

  • знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;
  • владение навыками здорового образа жизни.

5.2. Предполагаемый результат:

  • снижение показателей заболеваемости детей;
  • стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям;
  • повышение качества и уровня обучения школьников.
  • полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют учащимся осознанно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.

ГЛАВА 6. Контроль за реализацией проекта в ГУО «Жодинская женская гимназия»

6.1. Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.

6.2. Общее руководство осуществляет Совет по реализации проекта «Школа – территория здоровья».