План работы "Родительского университета" на 2023/2024 учебный год
ПЛАН РАБОТЫ
«РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»
Государственного учреждения образования
«ЖОДИНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: повышение педагогической и психологической культуры законных представителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для законных представителей несовершеннолетних должен способствовать установлению контактов законных представителей с гимназией, взаимодействию законных представителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Задачи:
формировать ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формировать и развивать психолого-педагогических компетенций законных представителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования законных представителей;
обеспечить целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
организовать эффективное сотрудничества и партнерства законных представителей учащихся и учреждения образования.
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Класс |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
Адаптация учащихся в I классе: - физиологическая, психологическая и социальная адаптация учащихся к гимназии; - причины социально-психологической дезадаптации; - помощь ребенку в адаптации к гимназии. |
I класс |
Сентябрь |
Практикум |
Янчук Е.В., педагог-психолог, педагог социальный |
Значение школьной отметки в жизни ребёнка: - отметка и оценка знаний учащихся; - влияние оценки на самооценку учащихся; - рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям. |
III класс |
Сентябрь |
Семинар-практикум |
Соловей С.А., педагог-психолог, педагог социальный |
Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV класса: - познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов; - формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти; - личностные особенности младших школьников. |
IV класс |
Сентябрь |
Лекция |
Хрущик Л.П. |
Адаптация ребенка в новом коллективе: - формирование нового учебного коллектива V класса; - адаптация ребенка в новой среде; -трудности адаптации пятиклассниц к школе. |
V класс |
Сентябрь |
Семинар-практикум |
Червякова О.Н., педагог-психолог, педагог социальный |
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи: - ребенок и удовлетворение его потребностей в семье; - психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье; - типы семейного воспитания и их характеристика; - гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики; - проблемы нравственного воспитания детей в семье; - нравственные традиции и обычаи; - ценности семьи как основа воспитания ребенка. |
VI класс |
Сентябрь |
Лекция |
Малаховская Ж.В., педагог-психолог, педагог социальный |
Психологические и физиологические особенности семиклассниц: - возрастные особенности 13-14-летних подростков; - специфика развития внимания, памяти, мышления; - половое созревание; - здоровье гимназисток и их успехи в учёбе. |
VII класс |
Сентябрь |
Круглый стол |
Бородавко А.М., педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
Портрет современного подростка: - индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты; - ключевые переживания возраста; -личностные особенности и особенности общения; - возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. |
IX класс |
Октябрь |
Конференция |
Лысаковская М.В., педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
Здоровье - это жизнь: - факторы риска для здоровья современной молодежи; - проблема здорового питания. Увлечение диетами; - гиподинамия – проблема современных молодых людей; - стресс и его влияние на здоровье; - вредные привычки; - сохранение здоровья и правила здорового образа жизни; - режим дня. |
X класс |
Октябрь |
Семинар-практикум |
Черник Е.А., медицинский работник |
Как родители могут помочь ребенку учиться: - соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка; - контроль законных представителей за выполнением домашних заданий гимназисток; - типичные ошибки законных представителей в организации учебного труда ребенка. |
II класс |
Октябрь
|
Круглый стол
|
Козловская С.Л., педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
Жизненные цели подростков: - цели подросткового периода; - постановка целей и их достижение; - успеваемость в гимназии как один из факторов успешного достижения целей. |
VIII класс |
Октябрь |
Лекция |
Жлезняк А.А., Педагог-психолог, педагог социальный |
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? - определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассниц; - факторы, влияющие на выбор профессии; -роль законных представителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника; - приоритеты старшеклассников в выборе профессии; - помощь старшеклассницам в выборе будущей профессии. |
XI класс |
Октябрь |
Круглый стол |
Червякова О.Н., педагог-психолог, педагог социальный
|
Режим дня школьника: - соблюдение санитарно-гигиенических норм; - организация режима дня школьника; - воспитание самостоятельности и организованности у первоклассниц. |
I класс |
Ноябрь |
Беседа |
Янчук Е.В., педагог социальный, медицинский работник |
Ребенок среди сверстников: - детский коллектив и его значение в развитии личности гимназисток; - потребности ребенка в признании и самореализации; - проблемы лидерства; - развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни; - как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками. |
V класс |
Ноябрь |
Круглый стол |
Червякова О.Н., педагог-психолог, педагог социальный |
Профилактика правонарушений подростков: - противоправное поведение несовершеннолетних; - факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска». |
VII класс |
Ноябрь |
Лекция |
Бородавко А.М., педагог социальный |
Агрессия, её причины и последствия: - формы агрессивного поведения подростков; - причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми; - возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка; - рекомендации для законных представителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка. |
IX класс |
Ноябрь |
Семинар-практикум |
Лысаковская М.В., педагог-психолог, педагог социальный |
Первая любовь в жизни вашего ребенка: - особенности юношеской любви; - культура поведения влюбленных; - как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку. |
X класс |
Ноябрь |
Круглый стол |
Черник Е.А., педагог-психолог, медицинский работник |
Главные правила здорового образа жизни: - здоровье гимназисток и их успехи в учёбе; - формирование здорового образа жизни учащихся младших классов; - основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции; - роль семьи в физическом воспитании детей. |
II класс |
Декабрь |
Лекция |
Козловская С.Л., медицинский работник |
Психологические и физиологические особенности третьеклассников: - специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников; - особенности межличностного общения; - самооценка младших школьников. |
III класс |
Декабрь |
Семинар-практикум |
Соловей С.А., педагог-психолог
|
Как научить своего ребенка жить в мире людей: - воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся; - формирование правил поведения и хороших манер; - культура личности: культура внешности, общения, речи. -эффективное общение: основные составляющие. |
IV класс |
Декабрь |
Дискуссия |
Хрущик Л.П., педагог социальный |
Профилактика проблемного поведения подростков: - отклоняющееся поведение подростков; - формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.); - причины зависимого поведения; - профилактика зависимостей в подростковой среде; - роль законных представителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
VI класс |
Декабрь |
Психологический тренинг |
Малаховская Ж.В., педагог-психолог, педагог социальный |
Как уберечь подростка от насилия: - насилие и безопасность наших детей; - виды насилия; - анализ проблемных ситуаций; - профилактика основных рисков; -особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»). |
VIII класс |
Декабрь |
Круглый стол |
Железняк А.А., педагог-психолог, педагог социальный, |
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка: - ценности, традиции и обычаи семьи; - значение примера законных представителей в воспитании ребенка; - значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться. |
I класс |
Январь |
Семинар-практикум |
Янчук Е.В., педагог социальный |
Здоровая семья – здоровый ребенок: - формирование умений и навыков здорового образа жизни; - спорт в жизни законных представителей и детей; - основные правила здорового образа жизни. |
III класс |
Январь |
Практикум |
Соловей С.А., педагог социальный, медицинский работник |
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка: - семейное благополучие и семейное неблагополучие; - факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия; - семьи со скрытой формой неблагополучия; - влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка. |
II класс |
Февраль |
Круглый стол |
Козловская С.Л., педагог-психолог, педагог социальный |
Ребенок и компьютер: - компьютер дома: польза или вред?; - компьютерные игры; - влияние компьютера на организм и личность ребенка; - плюсы и минусы использования компьютера школьником; - как правильно организовать работу школьника за компьютером; - сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером. |
IV класс |
Февраль |
Дискуссия |
Хрущик Л.П., педагог социальный |
Ваш ребенок вырос: - особенности младшего подросткового возраста; - физическое, психическое и социальное развитие младших подростков; - общение подростков со сверстниками и взрослыми; - трудности и риски младшего подросткового возраста. |
V класс |
Февраль |
Лекция |
Червякова О.Н., педагог-психолог, педагог социальный |
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста: - жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов; - психологический климат в семье; - родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять; - правила взаимодействия с подростком |
VII класс |
Февраль |
Психологический тренинг |
Бородавко А.М., педагог-психолог, педагог социальный |
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять: - подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей; - формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье; - профилактика вредных привычек. |
IX класс |
Февраль |
Круглый стол |
Лысаковская М.В., педагог социальный |
Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья девушек: - репродуктивное здоровье девушек; - факторы риска для репродуктивного здоровья; - условия сохранения репродуктивного здоровья; - отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения; - незапланированная беременность и аборт; - стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи; - влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья. |
X класс |
Март |
Дискуссия |
Черник Е.А., педагог социальный, медицинский работник, |
Безопасность подростков в сети Интернет: - Виртуальная реальность: возможности и опасности; - основные правила медиабезопасности для законных представителей и подростков; - профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях. |
VI класс |
Март |
Семинар-практикум |
Малаховская Ж.В., педагог социальный |
Осторожно, суицид: - суицид среди несовершеннолетних; - виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков; - индикаторы суицидального риска; - профилактика суицидального поведения. |
VIII класс |
Март |
Круглый стол |
Железняк А.А., педагог-психолог, медицинский работник |
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни: - воспитание старшеклассника как будущего семьянина; - формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни; - формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей; - роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни. |
XI класс |
Март |
Лекция |
Червякова О.Н., педагог-психолог, педагог социальный |
Положительные эмоции в жизни школьника: - эмоции в нашей жизни; - значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности; - рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка. |
I класс |
Апрель |
Психологический тренинг |
Янчук Е.В., педагог-психолог |
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника: - сущность семейного общения; - семья как система межличностных взаимодействий; - общение как процесс взаимовлияния; - особенности семейного общения; - культура семейного общения; - влияние общения законных представителей с детьми на их полноценное развитие; - навыки эффективной коммуникации; - создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви. |
III класс |
Апрель |
Семинар-практикум |
Соловей С.А., педагог-психолог, педагог социальный |
Как повысить учебную мотивацию подростков: - отношение подростков к обучению; - потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать; - причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте; - как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех. |
VII класс |
Апрель |
Беседа |
Бородавко А.М., педагог-психолог,
|
Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?: - профессиональные намерения и возможности учащихся; - влияние семьи на выбор профессии подростком; - как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?; -знакомство законных представителей учащихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков. |
IX класс |
Апрель |
Семинар-практикум |
Лысаковская М.В., педагог-психолог,
|
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?: - влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника; - пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе. |
X класс |
Апрель |
Круглый стол |
Черник Е.А.. педагог-психолог, педагог социальный |
Трудовое воспитание детей в семье: - воспитание в труде; - роль семьи в развитии работоспособности ученика; - как научить современного ребенка трудиться. |
II класс |
Май |
Дискуссия |
Козловская С.Л. |
Книги в жизни школьника: - отношение ребенка к учебной и художественной литературе; - как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире. |
IV класс |
Май |
Круглый стол |
Хрущик Л.П. |
Меры наказания и поощрения в современной семье: - вопросы дисциплины в семье с младшими подростками; - почему не работают привычные методы воспитания; - как стать подростку другом без потери родительского авторитета. |
V класс |
Май |
Семинар-парктикум |
Червякова О.Н., педагог-психолог, педагог социальный |
Организация летнего отдыха подростков: - правила безопасного поведения летом; - опасности свободного времяпровождения подростков; - оказание первой медицинской помощи; - рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период. |
VI класс |
Май |
Лекция |
Малаховская Ж.В., педагог социальный |
Культура поведения в конфликтных ситуациях: - понятие «конфликт»; - супружеские ссоры и конфликты; - развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей; - семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения; - стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов; - гимназические конфликты; - культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов. |
VIII класс |
Май |
Психологический тренинг |
Железняк А.А., педагог социальный, педагог-психолог |
Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?: - профилактика экзаменационного стресса; - факторы, усиливающие и снижающие тревогу; - как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации); - сотрудничество законных представителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам; - помощь в подготовке к экзаменам: правила для законных представителей выпускников; - режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период. |
XI класс |
Май |
Круглый стол |
Червякова О.Н., педагог социальный, педагог-психолог |