План работы "Родительского университета" на 2023/2024 учебный год

 

ПЛАН РАБОТЫ

«РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Государственного учреждения образования

 «ЖОДИНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель: повышение педагогической и психологической культуры законных представителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для законных представителей несовершеннолетних должен способствовать установлению контактов законных представителей с гимназией, взаимодействию законных представителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Задачи:

формировать ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогических компетенций законных представителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования законных представителей;

 обеспечить целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

организовать эффективное сотрудничества и партнерства законных представителей учащихся и учреждения образования.

 

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Класс

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

Адаптация учащихся в I классе:

- физиологическая, психологическая и социальная адаптация учащихся к гимназии;

- причины социально-психологической дезадаптации;

- помощь ребенку в адаптации к гимназии.

I класс

Сентябрь

Практикум

Янчук Е.В.,

 педагог-психолог,

педагог социальный

Значение школьной отметки в жизни ребёнка:

- отметка и оценка знаний учащихся;

- влияние оценки на самооценку учащихся;

- рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям.

III класс

Сентябрь

Семинар-практикум

Соловей С.А.,

педагог-психолог,

педагог социальный

Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV класса:

- познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов; - формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти;

- личностные особенности младших школьников.

IV класс

Сентябрь

Лекция

Хрущик Л.П.

 Адаптация ребенка в новом коллективе:

- формирование нового учебного коллектива V класса;

- адаптация ребенка в новой среде;

-трудности адаптации пятиклассниц к школе.

V класс

Сентябрь

Семинар-практикум

Червякова О.Н., педагог-психолог,

педагог социальный

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи:

- ребенок и удовлетворение его потребностей в семье;

- психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье;

- типы семейного воспитания и их характеристика;

- гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики;

- проблемы нравственного воспитания детей в семье;

- нравственные традиции и обычаи;

- ценности семьи как основа воспитания ребенка.

VI класс

Сентябрь

Лекция

Малаховская Ж.В., педагог-психолог,

педагог социальный

Психологические и физиологические особенности семиклассниц:

- возрастные особенности 13-14-летних подростков;

- специфика развития внимания, памяти, мышления;

- половое созревание;

- здоровье гимназисток и их успехи в учёбе.

VII класс

Сентябрь

Круглый стол

Бородавко А.М., педагог-психолог,

педагог социальный,

медицинский работник

Портрет современного подростка:

- индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты;

- ключевые переживания возраста;

-личностные особенности и особенности общения;

- возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе.

IX класс

Октябрь

Конференция

Лысаковская М.В., педагог-психолог,

педагог социальный,

медицинский работник

Здоровье - это жизнь:

- факторы риска для здоровья современной молодежи;

- проблема здорового питания. Увлечение диетами;

- гиподинамия – проблема современных молодых людей;

- стресс и его влияние на здоровье;

- вредные привычки;

- сохранение здоровья и правила здорового образа жизни;

- режим дня.

X класс

Октябрь

Семинар-практикум

Черник Е.А.,

медицинский работник

Как родители могут помочь ребенку учиться:

- соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка;

- контроль законных представителей за выполнением домашних заданий гимназисток;

- типичные ошибки законных представителей в организации учебного труда ребенка.

II класс

Октябрь

 

 

 

 

Круглый стол

 

 

 

 

Козловская С.Л., педагог-психолог,

педагог социальный,

медицинский работник

 Жизненные цели подростков:

- цели подросткового периода;

- постановка целей и их достижение;

- успеваемость в гимназии как один из факторов успешного достижения целей.

VIII класс

Октябрь

Лекция

Жлезняк А.А.,

Педагог-психолог,

педагог социальный

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

- определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассниц; - факторы, влияющие на выбор профессии;

-роль законных представителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника;

- приоритеты старшеклассников в выборе профессии;

- помощь старшеклассницам в выборе будущей профессии.

XI класс

Октябрь

Круглый стол

Червякова О.Н., педагог-психолог,

педагог социальный

 

 Режим дня школьника:

- соблюдение санитарно-гигиенических норм;

- организация режима дня школьника;

- воспитание самостоятельности и организованности у первоклассниц.

I класс

Ноябрь

Беседа

Янчук Е.В.,

педагог социальный,

медицинский работник

Ребенок среди сверстников:

- детский коллектив и его значение в развитии личности гимназисток;

 - потребности ребенка в признании и самореализации;

- проблемы лидерства;

- развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни;

- как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками.

V класс

Ноябрь

Круглый стол

Червякова О.Н., педагог-психолог,

педагог социальный

Профилактика правонарушений подростков:

- противоправное поведение несовершеннолетних;

- факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска».

VII класс

Ноябрь

Лекция

Бородавко А.М.,

педагог социальный

Агрессия, её причины и последствия:

- формы агрессивного поведения подростков;

- причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми;

- возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка;

- рекомендации для законных представителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка.

IX класс

Ноябрь

Семинар-практикум

Лысаковская М.В.,

педагог-психолог,

педагог социальный

Первая любовь в жизни вашего ребенка:

- особенности юношеской любви;

- культура поведения влюбленных;

- как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку.

X класс

Ноябрь

Круглый стол

Черник Е.А.,

педагог-психолог,

медицинский работник

Главные правила здорового образа жизни:

- здоровье гимназисток и их успехи в учёбе;

- формирование здорового образа жизни учащихся младших классов;

- основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции;

- роль семьи в физическом воспитании детей.

II класс

Декабрь

Лекция

Козловская С.Л.,

медицинский работник

Психологические и физиологические особенности третьеклассников:

- специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников;

- особенности межличностного общения;

- самооценка младших школьников.

III класс

Декабрь

Семинар-практикум

Соловей С.А.,

педагог-психолог

 

Как научить своего ребенка жить в мире людей:

- воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся;

- формирование правил поведения и хороших манер;

- культура личности: культура внешности, общения, речи.

-эффективное общение: основные составляющие.

IV класс

Декабрь

Дискуссия

Хрущик Л.П.,

педагог социальный

Профилактика проблемного поведения подростков:

- отклоняющееся поведение подростков;

- формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.);

- причины зависимого поведения;

 - профилактика зависимостей в подростковой среде;

- роль законных представителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

VI класс

Декабрь

Психологический тренинг

Малаховская Ж.В.,

педагог-психолог,

педагог социальный

Как уберечь подростка от насилия:

- насилие и безопасность наших детей;

- виды насилия;

- анализ проблемных ситуаций;

- профилактика основных рисков;

-особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»).

VIII класс

Декабрь

Круглый стол

Железняк А.А.,

педагог-психолог,

педагог социальный,

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка:

- ценности, традиции и обычаи семьи;

- значение примера законных представителей в воспитании ребенка;

- значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться.

I класс

Январь

Семинар-практикум

Янчук Е.В.,

педагог социальный

Здоровая семья – здоровый ребенок:

- формирование умений и навыков здорового образа жизни;

- спорт в жизни законных представителей и детей;

- основные правила здорового образа жизни.

III класс

Январь

Практикум

Соловей С.А.,

педагог социальный,

медицинский работник

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка:

- семейное благополучие и семейное неблагополучие;

- факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия;

- семьи со скрытой формой неблагополучия;

- влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка.

II класс

Февраль

Круглый стол

Козловская С.Л.,

педагог-психолог,

педагог социальный

Ребенок и компьютер:

- компьютер дома: польза или вред?;

- компьютерные игры;

- влияние компьютера на организм и личность ребенка;

- плюсы и минусы использования компьютера школьником;

- как правильно организовать работу школьника за компьютером;

- сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером.

IV класс

Февраль

Дискуссия

Хрущик Л.П.,

педагог социальный

Ваш ребенок вырос:

- особенности младшего подросткового возраста;

- физическое, психическое и социальное развитие младших подростков;

- общение подростков со сверстниками и взрослыми;

- трудности и риски младшего подросткового возраста.

V класс

Февраль

Лекция

Червякова О.Н.,

педагог-психолог,

педагог социальный

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста:

- жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов;

- психологический климат в семье;

- родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять;

- правила взаимодействия с подростком

VII класс

Февраль

Психологический тренинг

Бородавко А.М.,

педагог-психолог,

педагог социальный

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять:

- подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей;

- формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье;

- профилактика вредных привычек.

IX класс

Февраль

Круглый стол

Лысаковская М.В.,

педагог социальный

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья девушек:

- репродуктивное здоровье девушек;

- факторы риска для репродуктивного здоровья;

- условия сохранения репродуктивного здоровья;

- отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения;

- незапланированная беременность и аборт;

- стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи;

- влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья.

X класс

Март

Дискуссия

Черник Е.А.,

педагог социальный,

медицинский работник,

Безопасность подростков в сети Интернет:

- Виртуальная реальность: возможности и опасности;

- основные правила медиабезопасности для законных представителей и подростков;

- профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях.

VI класс

Март

Семинар-практикум

Малаховская Ж.В.,

педагог социальный

Осторожно, суицид:

- суицид среди несовершеннолетних;

- виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков;

- индикаторы суицидального риска;

- профилактика суицидального поведения.

VIII класс

Март

Круглый стол

Железняк А.А.,

педагог-психолог, медицинский работник

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни:

- воспитание старшеклассника как будущего семьянина;

- формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни;

- формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей;

- роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

XI класс

Март

Лекция

Червякова О.Н.,

педагог-психолог,

педагог социальный

Положительные эмоции в жизни школьника:

- эмоции в нашей жизни;

- значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности;

- рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка.

I класс

Апрель

Психологический тренинг

Янчук Е.В.,

педагог-психолог

 Эффективное общение в семье – залог успеха школьника:

- сущность семейного общения;

- семья как система межличностных взаимодействий;

- общение как процесс взаимовлияния; - особенности семейного общения;

- культура семейного общения;

 - влияние общения законных представителей с детьми на их полноценное развитие;

- навыки эффективной коммуникации; - создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.

III класс

Апрель

Семинар-практикум

Соловей С.А.,

педагог-психолог,

педагог социальный

Как повысить учебную мотивацию подростков:

- отношение подростков к обучению;

- потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать;

- причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте; - как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех.

VII класс

Апрель

Беседа

Бородавко А.М.,

педагог-психолог,

 

 Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?:

- профессиональные намерения и возможности учащихся;

- влияние семьи на выбор профессии подростком;

- как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?;

 -знакомство законных представителей учащихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков.

IX класс

Апрель

Семинар-практикум

Лысаковская М.В.,

педагог-психолог,

 

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?:

- влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника;

- пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе.

X класс

Апрель

Круглый стол

Черник Е.А..

педагог-психолог,

педагог социальный

 Трудовое воспитание детей в семье:

- воспитание в труде;

- роль семьи в развитии работоспособности ученика;

- как научить современного ребенка трудиться.

II класс

Май

Дискуссия

Козловская С.Л.

Книги в жизни школьника:

- отношение ребенка к учебной и художественной литературе;

- как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.

IV класс

Май

Круглый стол

Хрущик Л.П.

Меры наказания и поощрения в современной семье:

- вопросы дисциплины в семье с младшими подростками;

- почему не работают привычные методы воспитания;

- как стать подростку другом без потери родительского авторитета.

V класс

Май

Семинар-парктикум

Червякова О.Н.,

педагог-психолог,

педагог социальный

Организация летнего отдыха подростков:

- правила безопасного поведения летом;

- опасности свободного времяпровождения подростков;

- оказание первой медицинской помощи;

- рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период.

VI класс

Май

Лекция

Малаховская Ж.В., педагог социальный

Культура поведения в конфликтных ситуациях:

- понятие «конфликт»;

- супружеские ссоры и конфликты;

- развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей;

- семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения;

- стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов;

- гимназические конфликты;

- культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов.

VIII класс

Май

Психологический тренинг

Железняк А.А., педагог социальный, педагог-психолог

Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?:

- профилактика экзаменационного стресса;

- факторы, усиливающие и снижающие тревогу;

- как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации);

- сотрудничество законных представителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам;

- помощь в подготовке к экзаменам: правила для законных представителей выпускников;

- режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период.

XI класс

Май

Круглый стол

Червякова О.Н., педагог социальный, педагог-психолог