«СТРУКТУРНЫЙ МОДУЛЬ «УРОК-ФАКУЛЬТАТИВ» КАК ВАРИАТИВНОСТЬ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В РАБОТЕ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Когда говорят «талант», «одаренность», то имеют в виду потенциал личности, возможности, которые могут так и остаться нереализованными. Поэтому главной задачей каждого педагога является стремление развивать задатки одаренных и высокомотивированных учащихся, формировать разностороннюю личность.

Работа с высокомотивированными учащимися требует от педагога постоянного творческого поиска, совершенствования, инициативы, профессионализма и является успешной, если имеет системный характер, охватывает все сферы взаимной деятельности учащегося с педагогом, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-пространственной средой [8, с. 11].

Проведённый анализ системы работы педагогов с высокомотивированными учащимися по русскому языку и литературе позволил выявить определённые проблемы:

  • отсутствие возможности для существенного расширения и углубления знаний высокомотивированных учащихся по русскому языку и литературе в рамках урока и определяемого количества часов на изучение тем;

2) отсутствие связи учебных заданий с олимпиадными заданиями в содержании предмета «Русский язык» и «Русская литература» в рамках учебной программы;

3) низкая мотивация учащихся к участию в олимпиадах по русскому языку и литературе в связи с востребованностью качественной подготовки к централизованному тестированию со стороны родителей и учащихся;

4) отсутствие целостности методов и приемов работы с высокомотивированными учащимися, способствующих достижению высоких результатов в олимпиадном движении.

Вышеуказанные выявленные проблемы, личный многолетний опыт работы в гимназии с высокомотивированными учащимися по русскому языку и литературе, а также участие в инновационном проекте «Модель комплексного сопровождения индивидуального развития высокомотивированных учащихся» объясняют выбор темы моего педагогического опыта «Структурный модуль «урок-факультатив» как вариативность методов и приёмов в работе с высокомотивированными учащимися по русскому языку и литературе».

Учитывая вышесказанное, мною поставлена следующая цель: описание и представление методов и приёмов работы учителя с высокомотивированными учащимися в рамках структурного модуля «урок-факультатив» по русскому языку и литературе.

Цель будет достигнута при условии решения следующих задач:

  • теоретически обосновать опыт по заявленной теме;
  • организовать образовательный процесс по русскому языку и литературе в рамках структурного модуля «урок-факультатив» с использованием вариативных методов и приёмов обучения;
  • проанализировать эффективность структурного модуля «урок-факультатив», использования вариативных методов и приёмов обучения в процессе преподавания русского языка и литературы, выявить наиболее эффективные методы и приёмы в работе с высокомотивированными учащимися.

Продолжительность работы над опытом составляет четыре года и распространяется на систему: урок – факультативное занятие.

ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА

Вопрос работы с высокомотивированными учащимися уже неоднократно разрабатывался многими ведущими специалистами в области психологии и педагогики. По мнению известных психологов и педагогов (Э.А.Голубевой, Изюмовой С.А., Кабардовой М.К. [1, с.23]), главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями. Однако недостаточно определены средства и формы организации обучения и воспитания, направленные на развития познавательных и интеллектуальных способностей высокомотивированных учащихся. Мало внимания в современной педагогике уделяется целостности работы учителя с одаренными учащимися.

Между тем, в последние годы сложились практические предпосылки для решения данной проблемы. Введение факультативных занятий позволило расширить возможности в работе с высокомотивированными учащимися. Речь идёт о комплексном и последовательном сопровождении высокомотивированных учащихся в рамках структурного модуля «урок-факультатив», где учащиеся имеют возможность расширить и углубить полученные на уроке знания и умения по определённым темам учебной программы, выполнить задания повышенного уровня, в том числе и в дистанционной форме. Ведущая идея опыта заключается в создании практических материалов по учебному предмету для работы с высокомотивированными учащимися и обосновании вариативных методов и приёмов обучения высокомотивированных учащихся в рамках структурного модуля “урок-факультатив”.

Обобщаемый опыт можно классифицировать как репродуктивно-рационализаторский. Основополагающими принципами опыта являются научность, последовательность, планомерность и результативность образовательного процесса. Теоретическая база опыта основана на рекомендациях психологов, педагогов, известных методистов, а также учителей-практиков[3, с.4].

Структурный модуль «урок-факультатив» по русскому языку и литературе включает в себя учебные занятия (уроки), планируемые в соответствии с программой по предмету, и факультативные занятия. Общая модель организации образовательного процесса по русскому языку и литературе в рамках структурного модуля «урок-факультатив» представлена в приложении 1. Предлагаемый мною структурный модуль включает в себя следующие компоненты:

- общая постановка цели обучения;

-стартовая диагностика уровня обученности (выявление высокомотивированных учащихся);

- конкретизация цели для высокомотивированных учащихся;

- определение знаниевого минимума, максимума и подбор материала олимпиадного уровня для изучения на различных этапах урока и факультативных занятиях;

- реализация поставленных целей;

- коррекция;

- тестовый контроль с последующей коррекцией.

Благодаря сочетанию разнообразных методов и приёмов обучения в рамках структурного модуля программный материал по русскому языку и литературе делится на определённые блоки, то есть приобретает модульный характер. Ведущую функцию здесь выполняет вариативность методов и приёмов обучения на учебных занятиях, которые активизируют познавательную деятельность учащихся и укрепляют их интерес к предмету [8, с.38].

Фундаментом содержания деятельности педагога в работе с учащимся является урок. “С урока начинается образовательный процесс, уроком он и заканчивается” (Ю.А.Конаржевский). На уроке достаточно сложно организовать работу с высокомотивированными учащимися, однако возможно благодаря вариативному использованию определённых методов и приёмов. Методы и приёмы обучения в работе с высокомотивированными учащимися на уроке разделяю на три категории: активные и интерактивные, информационно-коммуникативные, творческо-поисковые.

Среди активных и интерактивных методов и приёмов широко использую «Мозговой штурм», метод неоконченных предложений, дискуссию, таблицу «ЗХУ», кластер, синквейн, ПОПС-формулу. Особенно актуально применение данных приемов на уроках русского языка и литературы для учащихся на второй ступени обучения. Дидактическая модель использования интерактивных приемов в рамках урока русского языка в 5 классе по теме «Обращение. Знаки препинания при обращении» представлена в приложении 2.

Отдельным блоком необходимо выделить игровые приёмы, способствующие значительному повышению интереса к предмету, а также развитию творческих способностей, что способствует качественной подготовке учащихся к написанию отзыва и созданию устных высказываний [4, с.5]. Примеры часто используемых игровых приемов на уроках русского языка приведены в приложении 3.

Уроки с применением информационно-коммуникативных технологий позволяют уплотнить содержательно материал, подать его учащимся в наиболее систематизированном виде. Ценным является и то, что информационные методы позволяют высокомотивированным учащимся в дистанционном (тестовом) режиме закрепить изученный на уроке материал. Уроки с использованием интерактивной доски и программного обеспечения SMART NOTEBOOK помогают повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации — визуальной, звуковой и тактильной. Для повышения мотивации учащихся, эффективности усвоения учебного материала, создания ситуации успеха, восприятия информации, прочного усвоения и закрепления знаний учителем используются: различные приемы работы на Smart Board, флеш-игры, флеш-ролики, ЭОР [6, с.5]. Совместно с этим на уроке идет эксперимент, моделирование, исследование; происходит быстрое включение школьников в работу, благодаря чему создается атмосфера интеллектуального соревнования без психологического напряжения. Например, в 6 классе на обобщающем уроке по теме «Имя прилагательное. Морфологические признаки прилагательного» учащимся были предложены 4 флеш-игры с использованием интерактивных приемов: пазлы, прием «Волшебная труба», прием «Водоворот», прием «Волшебная лупа». При выполнении данных заданий учащимся интересен сам процесс познания.

Уроки с использованием мультимедийных презентаций также способствуют развитию познавательного интереса к предмету, систематизации и конкретизации  учебного материала и могут быть построены в оригинальной нестандартной форме. Примером может послужить технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами», представленная в электронном виде на диске, а также урок-путешествие в страну Лексика на остров «Антонимы», изданный в печати в учебном издании «Педагогическая мастерская» [4, с.46]. Особенностью данных уроков является то, что на них учащийся взаимодействует с учителем как партнер, добывающий знания вместе с педагогом. В конце урока, как правило, используется тестовый контроль знаний, в том числе при помощи средств ИКТ (тестовый тренажер «СТО», «Фраза»). Эта форма контроля позволяет качественно оценить структуру и измерить уровень знаний учащихся [7, с.5].

Участие в инновационном проекте «Модель комплексного сопровождения индивидуального развития высокомотивированных учащихся» позволило организовать дистанционное обучение, которым охвачены высокомотивированные учащиеся по предмету «Русский язык»: опережающее обучение в режиме он-лайн и выполнение тестовых заданий «СТО». Для продолжения дистанционного обучения в рамках межшкольного факультативного занятия для учащихся открыт «Net»-клуб, целью которого является обмен опытом работы учителей-предметников по проблеме работы с высокомотивированными учащимися в рамках дистанционных методических семинаров, а также организация и проведение различных дистанционных конкурсов: Интернет – карусель, Интернет - викторины, дистанционные олимпиады. Новой формой работы является дистанционная командная олимпиада, которая позволяет не только проработать олимпиадные задания и создать банк данных таких заданий, но и учит ребят работать коллективно, при этом обучая друг друга.

Творческо-поисковый метод в обучении высокомотивированных учащихся активно использую для организации домашних заданий [9, с.26]. Например, на уроках литературы после прочтения произведения предлагаю выполнить творческие задания: нарисовать рисунок-ассоциацию или рисунок-символ, создать рамку для портрета литературного героя, нарисовать герб семьи или герб литературного героя, составить вопросы для интервью со знаменитым писателем. Поисковые домашние задания с привлечением словарей, справочников предлагаются высокомотивированным учащимся и на уроках русского языка. Творческо-поисковый метод позволяет разрабатывать блочные задания исследовательского характера одновременно в рамках структурного модуля «урок-факультатив». Примеры заданий исследовательского характера для учащихся 6 класса предложены в приложении 4. Решая такие задания на уроке, учащийся изначально исследует, а на факультативе проявляет творчество.

На уроках русского языка и литературы с применением вышеуказанных методов организуется обучение «базового ядра знаний», на факультативном занятии эта же тема изучается на повышенном и углубленном уровнях, что позволяет мне выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося. Задача факультативного занятия в модуле – не только расширить и углубить, но и обобщить, систематизировать. Чем шире обобщение, тем больше отражено между ними связей и отношений, тем более широкий круг знаний объединяется в систему. Основное внимание на факультативных занятиях уделяю работе со справочными источниками, использую различные варианты тематических тестов, учебных пособий для высших учебных заведений. Например, на уроке русского языка в 9 классе учащиеся изучают сложные предложения и его виды, структуру и постановку знаков препинания, а на факультативных занятиях закрепляются навыки синтаксического и пунктуационного разбора, обогащается грамматический строй речи учащихся, выполняются задания олимпиадного характера по синтаксису. Очень важно при работе с высокомотивированными учащимися на факультативном занятии не упустить развитие творческих способностей, поэтому ведется подготовка к написанию отзыва. Примером факультативного занятия является факультатив «Практическая грамматика», представленный в приложении 5.

Поставленная цель педагогического опыта определила прогнозные показатели и критерии успешности. Самым ценным критерием считается критерий мотивации учащихся в изучении предмета: ежегодно увеличивается процент учащихся, охваченных факультативным обучением по русскому языку и литературе, а также участников первого этапа республиканской олимпиады. Организация образовательного процесса по русскому языку и литературе в рамках структурного модуля «урок-факультатив» также способствовала:

-выявлению высокомотивированных учащихся и повышению качества их знаний и уровня интеллектуального развития по русскому языку и литературе;

-систематизации приемов и методов учителя в работе с высокомотивированными учащимися на уроках и факультативных занятиях, представлению данных учебных занятий в печатных изданиях (приложение 6);

-достижению высоких стабильных результатов по русскому языку и литературе в олимпиадном движении различных уровней (гимназического, регионального, областного) (приложение 7);

-внедрению в образовательное пространство гимназии индивидуальной траектории развития одаренных детей посредством проведения индивидуальных консультаций по подготовке к олимпиадам различного уровня и созданию сборника творческих и методических материалов, представленных в гимназии.

Реализация поставленных задач также привела к появлению системных нововведений в работе с одаренными детьми, повысила профессиональную компетентность педагога по актуальным вопросам развития одаренности, привела к изданию в гимназии 2-ух сборников методических материалов по подготовке к олимпиаде по русскому языку и литературе.

Однако учитель всегда должен работать в режиме развития, с желанием творить ради детей и вместе с детьми. Сегодня педагог не просто учитель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог, умеющий выстраивать реально достижимые цели, задачи деятельности, прогнозировать результат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При многих существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития высокомотивированных учащихся в учреждениях образования нового типа. Педагог стремится научить ребенка самостоятельности, воспитать в нем настойчивость, интеллектуальную смелость в поиске решений научных проблем. Одаренный ученик сам себя научит, если учитель поддержит его творческое горение.

Опыт использования вариативных методов и приёмов в работе с высокомотивированными учащимися обобщён мною как на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы «Современный урок русского языка: работа с высокомотивированными учащимися» (апрель 2011 год), так и в рамках дистанционного семинара «Готовимся к олимпиаде по русскому языку и литературе» (http://www.cerm.ru/, май, 2011 год). Материалы из опыта работы размещены на сайте ГУО «Лошницкая гимназия Борисовского района» (lrgymnazia.by) в разделе «Методическая копилка» (за период с 2010 по 2013 год), методические приёмы раскрыты на страницах периодического издания «Красико-Принт: педагогическая мастерская»(2013 год). Обобщённый мною опыт работы с высокомотивированными учащимися гимназии способствовал созданию на базе Лошницкой гимназии ресурсного центра «Организация работы с высокомотивированными учащимися гимназии» для учителей русского языка и литературы Борисовского района, а также проведению межшкольных факультативных занятий по русскому языку на базе Жодинской женской гимназии в 2013 году.

Считаю, что представленный мною практический материал может быть использован педагогами различных дисциплин при работе с высокомотивированными учащимися для подготовки к олимпиадам и конкурсам различного уровня, а также учителями русского языка и литературы при проведении уроков и факультативных занятий.

Качественные и количественные показатели результативности работы учителя по работе с высокомотивированными обучающимися, представленные в данной работе, свидетельствуют о продолжении работы в данном направлении. Представленный опыт не даёт возможности считать полученный результат конечным, он всегда имеет перспективу развития. В будущем необходимо разработать дистанционный курс для учащихся 10-11 классов «Готовимся к олимпиаде по русскому языку и литературе».

«Пока человек жив, - писал Бахтин, - он живет тем, что еще не завершен и еще не сказал своего последнего слова». Знаю → могу применить → владею способами применения (знаю как применить)→имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие детей. Выстраивая систему работы с одаренными детьми, необходимо опираться именно на эти принципы. Это помогает учителю не стоять на месте, побуждает все время двигаться вперед, это способствует саморазвитию, самореализации, внедрению новых технологий, практик, развитию информационной культуры, освоению компьютерной грамотности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Голубева, Э.А., Изюмова, С.А., Кабардова, М.К. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами дифференциации обучения // Вопросы психологии, 1991.- №2.-С.20-25
  2. Жук, А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагога: учеб.-метод.пособие / А.И.Жук, Н.Н.Кошель. – 2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2004. – 336 с.
  3. Запятая, О.В. Технология описания педагогического опыта / О.В.Запятая // Методист. – 2007. - №7. – С.2-6
  4. Игровые технологии на уроках / сост. С.П. Жолондевская и др..- Мн.: Красико-Принт, 2013.- 128 с.
  5. Инновационные ресурсы в педагогическом процессе: учебное издание / сост. Г.М. Галуза и др.- Мн.: Красико-Принт, 2013.- 128 с.
  6. Рогановская, Е.Н. Компьютеризированная образовательная среда / Е.Н.Рогановская // Народная асвета.- 2010. -№5. С.3-7.
  7. Саникович, И.М. Использование заданий в тестовой форме на уроках русского языка // Русский язык и литература.- 2013.- №8.- С.3-8.
  8. Хуторской, А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А.В.Хуторской.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
  9. Чепелева, Г.М. Творческие задания на уроках русского языка: 5-9-е кл.: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ.сред.образования / Г.М.Чепелева.- Мн.: Сэр-Вит, 2005.- 64 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ «УРОК-ФАКУЛЬТАТИВ» В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(на примере урока русского языка в 5 классе по теме «Обращение. Знаки препинания при обращении»)

Этап урока

Приём

Описание

Пример

Ориентировочно-мотивационный

Мозговой штурм

Носит личностно-развивающий характер, позволяет «растормошить» механизм мышления ученика

Комплексная работа с текстом.

Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об обращении, и, обязательно, узнаем что-то новое. Девиз нашего урока: «Вызываю вас на мысль…».

Прочитайте предложения. Назовите обращения Определите, какими чувствами окрашены обращения в данных примерах:

Свет мой, зеркальце! Скажи,

 Да всю правду доложи…

Ах ты, мерзкое стекло!

 Это врешь ты мне назло.

Дурачина ты, простофиля!

 Выпросил, дурачина, корыто!

Смилуйся, государыня рыбка:

 Еще пуще старуха бранится…

Познавательный

Составление таблицы ЗХУ

З

Х

У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполните таблицу, отвечая на вопросы:

1.Что вам уже знакомо по теме урока? (графа З)

2. Что хочу узнать, потому что не понято до конца? (графа Х)

3.Что узнали нового? (графа У заполняется в конце урока).

Познавательный

Информ-дайджест

Дает возможность подготовить и лаконично изложить информацию по заданной теме, пользуясь дополнительными источниками.

С помощью вопросов на карточках составьте сообщение по теме урока.

 

 

Этап урока

Приём

Описание

Пример

Деятельностный

«Корзина» идей»

Обучающиеся называют сведения по теме урока, а учитель записывает все идеи в виде тезисов без комментариев, даже если они ошибочны.

Назовите по очереди какое-нибудь правило по теме «Обращение». При этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме

Деятельностный

Кластер

Отработка основных понятий с помощью схемы

 

 

 

 

 

 

Деятельностный

Исследование-соревнование

 

Отработка терминов и правил, требующихся для осмысления темы

Соревнование на лучшую шпаргалку по теме «Знаки препинания при обращении» в 5 классе

Рефлексивно -оценочный

ПОПС-формула

П-позиция (в чем заключается ваша точка зрения) - Я считаю, что…;

О- обоснование (на чем вы основываетесь)- потому, что…;

П-пример (факты, иллюстрирующие довод)- …, например,…;

С-следствие (вывод, призыв) - …, поэтому…

Например, обсуждается вопрос: «Нужно ли подбирать слова, когда обращаетесь к человеку?» (у человека тонкая и ранимая душа – подбирайте слова, когда обращаетесь к нему).

 

 

 

 

Рефлексивно-оценочный

Синквейн

1строка- существительное(понятие).

2строка-два прилагательных (описание понятия).

3 строка -три глагола (что делает предмет).

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение.

5 строка – слово-вывод, слово-итог

1 .Солнце русской поэзии

2. Ласковое, приветливое

3.Охарактеризовать, возвеличить, поприветствовать

4.Обращение выражает уважение, доброту

5. Пушкин

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(на этапе закрепления умений и навыков с применением их в нестандартных ситуациях)

Игровые технологии

Форма работы

Описание

«Эстафета»

Групповая

Каждая команда разгадывает свой ребус на интерактивной доске. Побеждает та команда, которая быстро и правильно разгадает свой ребус.

«Найди ошибку»

Групповая

Каждая команда читает морфологический разбор и находит ошибки в определении грамматических категорий. За исправленные ошибки команда получает бонусы.

Конкурс «Кто быстрее»

Групповая

Учащиеся выписывают из текста слова в три столбика, распределяя их структуре или по разряду (Например, простые, составные, сложные числительные).

«Знаток орфограмм» 

Групповая

Команды получают карточки с заданием: списать, вставляя, если нужно, вместо точек нужную орфограмму с графическим объяснением

«Гусеница»

Индивидуальная

Учащиеся читают шуточный рассказ; вставляют пропущенные буквы; отвечают на вопрос: к какой части речи относятся выделенные слова. Выполняют задание по цепочке, выходя к интерактивной доске

«Распространи предложение»

фронтальная

индивидуальная

Нужно составить каждый раз новое предложение, добавляя по одному слову, отвечая на вопросы учителя. Например:

-Какое время года сейчас?(Зима)

-Составьте простое нераспространенное предложение с данным словом (Наступила зима.)

-Распространите данное предложение, добавляя прилагательное (Наступила белоснежная зима.) и т.д.

Флеш-игра «Водоворот»-

Парная, индивидуальная

Учащимся необходимо распределить слова в нужный водоворот.. При неправильном выборе водоворот не принимает слово.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ И ФАКУЛЬТАТИВНОМ ЗАНЯТИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ

Урок

Факультативное занятие

Исследовательское задание на уроке по теме «Способы словообразования»

Можно ли утверждать, что слова в каждой

из данных пар образованы одинаково? Обоснуйте свой ответ.

Солистка – модистка,

чудесный – древесный.

Ход решения

Решая данную задачу, обучающийся, во-первых, должен правильно сделать словообразовательный разбор каждого слова, указав производящую основу и словообразовательное средство. Ошибка на этом первом этапе решения приведет к неверным выводам. Далее работает механизм сопоставления языковых фактов: необходимо проанализировать, что объединяет данные единицы и чем они различаются (суффиксы, образующие слова, разные). Чтобы уловить элементы сходства и различия, требуются навыки более абстрактного мышления.

Третий этап – сделать выводы и ответить на предложенный вопрос:

Ответ: слова в каждой из пар образованы не одинаково, так как при образовании слов модистка и древесный мы имеем дело с интересным явлением: ближайшее звено в словообразовательной цепи отсутствует (нет слов модист и древеса), отсюда – более сложное словообразовательное средство, восполняющее «недостающее» производящее слово. В ходе решения данной задачи вполне логично пополнить «лингвистический словарь» учащихся термином «чересступенчатое словообразование».

Исследовательское задание комбинированного типа по теме «Зри в корень!»

В слове ночь гласный о – исконный,

а в слове рожь на месте гласного о был раньше другой звук, более краткий в произношении – редуцированный Ъ (ръжь).

Разделите данные ниже слова на две группы:

1) с исконным гласным о в корне;

2) с гласным о в корне, возникшим из древнего сверхкраткого Ъ. Свой ответ объясните.

Сон, сок, вол, дом, мох, рот, кость, ложь, лоб, конь.

К какой группе следует отнести слово дочь?

Ход решения

Ученик должен просклонять существительные ночь и рожь,

и самостоятельно установить принцип: если гласный о – беглый, то в слове писался Ъ. Сформулировав правило, обучающийся без особых проблем разделит слова на указанные группы:

Ответ:

1 группа-сок, вол, дом, кость, конь.

2 группа-сон, мох, рот, ложь, лоб.

Слово дочь относится к 1-ой группе.

Следует учитывать, о в основе таких заданий– анализ языкового материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

СХЕМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА»

Дата

 апрель2012г

Класс

8

Тема

Предлог. Значение предлогов. Синонимия предлогов. Возможность взаимозаменяемости предлогов, обусловленная оттенком значения, выраженностью или невыраженностью позиции говорящего, стилистической окраской

Цель занятия: расширение знаний учащихся по теме «Предлог»

Задачи

обучающая

Обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся по теме «Предлог», ввести понятие синонимии и взаимозаменяемости предлогов;

развивающая

совершенствовать навыки связной речи;

воспитывающая

воспитывать бережное отношение друг к другу.

Форма занятия

факультатив обобщения и расширения знаний

Методы

Наглядно-поисковый, взаимообучение (элементы Дальтон-плана)

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы

Ход факультативного занятия:

I.

Организационный момент

Изучать новые предметы всегда интересно. Но мне кажется, что узнавать новое о хорошо знакомом старом - еще интереснее.

Ключевое слово нашего факультативного занятия на английском языке - preposition, на французском - preposition, на немецком – praposition, на испанском – preposicion, а на русском …? Вы правы, все эти иностранные термины соотносятся по образованию и назначению со словом препозиция, восходящим к лат. prae (перед, впереди) + positio (положение).

Ребята, а какая часть речи находится в препозиции (предлог)? Почему вы так считаете? (определение предлога как части речи)

II.

Актуализация субъективного опыта учащихся

Тема, представление корректоров

III.

Формирование новых понятий, способов действия  (работа с таблицами)

С понятием предлога вы справились. А знаете ли вы, что предлог как название части речи впервые встречается в сло­варе И. И. Срезневского, изданном в конце XIX века. Не задумывались ли вы, сколько предлогов в русском языке?

Предлогов не так много: около двухсот. Тридцать шесть предлогов входят в общий частотный список, девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в тридцать самых часто употребляемых слов, причем два возглавляют этот список (в - на первом месте, на - на четвертом). Учеными подсчитано, например, что в “Войне и мире” Л.Н.Толстого предлог на употреблен 6553 раза, с(со) – 5837, к(ко) – 3472, в(во) – 3428, о – 2086, за – 1813, от – 1770, по – 1769, из – 1733 и т.д.

Предлоги бывают однозначными и многозначными, предлог на имеет 33 (!) значения и 33 оттенка, предлог с — 31 значение и 16 оттенков, а молодой производный предлог вдоль имеет всего одно значение.

Какие значения имеют предлоги? Какие бывают предлоги по составу?

 

Таблица 1 «Значения предлогов»

Типы отношений, выра­жаемых предлогами

Предлоги

Примеры

Пространственные

в, у, около, подле, про­тив, вблизи, напротив, по, из, на, от, до, из-под, за

жить вблизи моря, гу­лять в лесу, лететь на Марс

Условные

в случае, при

звонить в случае необ­ходимости, добиться при старании

Временные

по, на, перед, до, с, в, к, после, прежде, спустя, во время, в течение, в продолжение

вернуться к вечеру, встретиться перед отъездом

Причинные

из-за, по, ввиду, благода­ря, от, в силу, вслед­ствие

опоздать из-за непого­ды, побелеть от злости

Целевые

на, за, в, для, ради, во, в целях, во имя

пойти за продуктами, смотреть ради удоволь­ствия

Объектные

о, по, за, про, насчет, об, в, на, с

думать о прошлом, скучать по сыну

Сравнительные

с, вроде, наподобие

фигура вроде круга, дерево с дом

Уступительные

несмотря на, вопреки

работать несмотря на усталость, выздоро­веть вопреки ожида­ниям

 

Таблица 2 «Виды предлогов по составу и происхождению»

 

Происхождение

Состав

Простые

Сложные

Составные

Непроизвод­ные

без, в, до, для, к, за, из, на, над, о, от, по, при, с, у, через

из-за, по-за, из-под, по-над

 

Производные: отнаречные

внутри, кругом, на­встречу, мимо, впе­реди, согласно

-

вдоль по, вдали от, вблизи от

отыменные

путем, вследствие, насчет

 

в связи с, по случаю, по причине, в течение, в про­должение, по мере

отглагольные

благодаря, вклю­чая, спустя, исключая, начи­ная, кончая

 

не считая, несмотря на

IV.

Применение способов действия (выполнение заданий)

Задание 1. Определите значение предлогов в приведенных ниже словосочетаниях (групповая работа, при помощи корректора, проверка на доске цепочкой)

Возвращаться из школы, мечтать о победе, отсутствовать вслед­ствие болезни, звонить в случае необходимости, ве­личиной с орех, проиграть вопреки ожиданиям, бледный от испуга, гулять в парке, отправиться за цементом, фигура наподобие шара, позвонить в восемь часов утра, встретиться при наличии свободного времени.

Задание 2. Определите разряды предлогов по структуре и происхождению (самостоятельная работа, взаимопроверка по листку-самоконтроля)

1.                  Через минуту скупой и редкий пошел дождь (М. Шолохов). 2. Между камнями вилась тропинка (И. Тургенев). 3. Сквозь чащу, по направлению к плотине, мелькали огни, тени (И. Тургенев). 4. С какой-то неожиданной быстротой загорелась сухая хвоя сваленного де­рева (А. Виноградов). 5. По-за лесом была небольшая деревенька (О. Сидорчик). 6. Несмотря на ранний час, было темно (К. Паустовский). 7. От берега навстречу каравелле бежали десятки маленьких радуг (К. Паустовский).

 

 

Задание № 3. Раскройте скобки (групповая работа, корректоры у доски раскрывают скобки своих оппонентов)

1.    (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сде­лалось весёлым. (К. Станюкович)

2.    Трудно было понять, какое удобство имел (в)виду столяр, заги­бая так немилосердно спинки стульев. (А. Чехов)

3.    Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в)виде маленьких палочек. (А. Чехов)

4.    (В)виде этом много ярких красок.

5.    Письма стали чем-то (в)роде моего дневника: в них я описала все события тех удивительных трёх недель.

6.    (В)роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий.

7.    Сговорившись (на)счёт завтрашнего дня, они распростились. (К. Станюкович)

8.    Я хотел поговорить с вами (на)счёт квартиры. (И. Гончаров)

Задание 4(творческое). Это интересно! Вы уже знаете, что предлоги, в отличие от самостоятельных слов, не называют предметы, признаки, действия, и в этом смысле у них нет лексического значения. Они, как правило, употребляются при косвенных падежах имен существительных, уточняя их грамматическое значение. И все-таки в языке есть устойчивые сочетания, состоящие из одних служебных слов. Например: за и против; от и до. Попробуйте составить предложения или небольшие тексты, где были бы уместны такие сочетания (самостоятельная работа, проверка выборочно)

V

Коррекция

 

Задание 5. Исправь ошибки в предложениях (работа у доски)

1.      По приезду домой я устроился на новую работу.

2.      Чувствуется в нем уверенность в победу.

3.      Благодаря болезни я пропустил много уроков.

4.      Мы писали рецензию о сочинении товарища и отзыв на рассказ «Бежин луг».

5.      Я удивляюсь вами.

6.      Настя вернулась с города довольная, с покупками.

7.      Поезд пришел согласно расписания.

 8. Мать сильно беспокоилась за сына.

               

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ДИССЕМИНАЦИЯ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Трансляция опыта собственной деятельности

Публикации

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках, факультативных и стимулирующих занятиях по русскому языку», интернет-педсовет, 2010 год

Тезисы к интернет-педсовету «Факультативные занятия по русскому языку: проблемы, задачи, технологии» Районный методический вестник «Эврика», 2010 год

 «Игровые технологии на уроках», учебное издание

План-конспект урока русского языка по теме «Антонимы» в 5 классах / учебное издание «Педагогическая мастерская».-Мн.:Красико-Принт, 2013, с.46-50.

«Инновационные ресурсы в педагогическом процессе», учебное издание

Планы-конспекты уроков русского языка в 5 классе по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения», по теме «Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении»/ учебное издание «Педагогическая мастерская».-Мн.:Красико-Принт, 2013, с.14-24.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Победители третьего этапа республиканской предметной олимпиады по русскому языку и литературе:

  • Диплом 3 степени, 2009 год (Стальмахович Виктория, 9 класс)
  • Диплом 3 степени, 2010 год (Стальмахович Виктория, 10 класс)
  • Диплом 3 степени, 2011 год (Стальмахович Виктория, 11 класс)
  • Диплом 3 степени, 2011 год (Акуневич Анастасия, 9 класс)

Ежегодные победители на втором этапе республиканской олимпиады по русскому языку и литературе:

  • Диплом 1 степени, 2013 год (Протасевич Дарья, 6 класс)
  • Диплом 1 степени, 2013 год (Бейкун Дмитрий, 6 класс)
  • Диплом 3 степени, 2013 год (Тарасевич Ольга, 8 класс)
  • Диплом 3 степени, 2013 год (Боровская Ксения, 9 класс)
  • Диплом 3 степени, 2012 год (Бейкун Дмитрий, 5 класс)
  • Диплом 1 степени, 2011 год (Акуневич Анастасия, 8 класс)
  • Диплом 1 степени, 2011 год (Акуневич Анастасия, 7 класс)
  • Диплом 2 степени, 2011 год (Акуневич Анастасия, 9 класс)

Ежегодные победители дистанционных олимпиад различного уровня:

  • Диплом 1 степени Дистанционной олимпиады среди учащихся Минской области 2013 г. (Бейкун Дмитрий, 6 класс)
  • Диплом 1 степени Дистанционной олимпиады среди учащихся Минской области 2013 г. (Юданова Виктория, 8 класс)
  • 1 место из 8-ми в регионе на Всероссийском конкурсе-исследовании читательской грамотности «Почитай-ка», 2013 г. (Тимашенок Валерий, 6 класс)

2 место из 8-ми в регионе на Всероссийском конкурсе-исследовании читательской грамотности «Почитай-ка», 2013 г. (Бейкун Дмитрий, 6 класс