ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования»

Сроки реализации: 2019 – 2022г.г.

 

 

Информационная характеристика проекта

 

1.           Название проекта:

«Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования»

 

2.Разработчики проекта:

Салаган Алеся Васильевна, директор государственного учреждения образования «Жодинская женская гимназия»

Деменцевич Ольга Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Жодинская женская гимназия»

 

3. Научное сопровождение проекта:

Жук Александр Иванович, ректор учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор

Позняк Александра Валентиновна, начальник центра развития педагогического образования  учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент.

4. Учреждения образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 6                 г. Минска»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 126

г. Минска»

Государственное учреждение образования «Жодинская женская гимназия»

Государственное учреждение образования «Греская средняя школа» Государственное учреждение образования «Гимназия № 7 г. Молодечно»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3

г. Смолевичи»

Государственное учреждение образования «Жемчужненская средняя школа»

Государственное учреждение образования «Гимназия № 5 г. Витебска»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 40

г. Гомеля»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 32

г. Гомеля»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 8

г. Могилева»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 8

г. Слонима»

Государственное учреждение образования «Ивьевская средняя школа»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1

г. Мозыря»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г.Волковыска»

Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г. Мосты»

5.Адрес, телефон учреждения образования, разрабатывавшего проект:

222162 г. Жодино, ул. Советская, 20, Минская область

телефон 8(017 75)2 21 32

факс 8(01775)22142

e-mail: girls.gimn@gmail.com

6.Сроки проведения инновационной деятельности: 2019 – 2022 годы 

 

Актуальность инновационного проекта

 

Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед Республикой Бела-русь, является организация и поддержка эффективной системы выявления и привлечения в педагогическую профессию мотивированной, интеллектуально и духовно развитой молодежи, занимающей активную гражданскую и жизненную позицию. Действенным механизмом реализации этого направления является профильная работа с обучающимися на этапе общего среднего образования. В Республике Беларусь создана система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой является целенаправленная работа со старшеклассниками на III ступени общего среднего образования по подготовке их к осознанному выбору профессии педагога. Однако для того, чтобы привлечь в педагогические классы наиболее мотивированных учащихся, необходима предварительная работа на II ступени общего среднего образования – допрофильная подготовка. Осуществление допрофильной педагогической подготовки учащихся базовой школы с использованием возможностей первичных профессиональных проб позволяет не только подготовить учащихся к осознанному выбору педагогического профиля в на III ступени общего среднего образования и в дальнейшем - профессиональной деятельности, но и способствовать дифференциации и индивидуализации обучения, построению индивидуальных образовательных траекторий, преемственности программ общеобразовательной и высшей школы.

Накопленный в прошлом столетии отечественный опыт работы педагогических классов является основой педагогической профилизации в современной белорусской школе, однако его недостаточно для организации эффективной допрофильной педагогической подготовки в современных условиях: введение в 2015 году в стране профильного обучения на III ступени общего среднего образования, создание во всех регионах и столице широкой сети профильных классов педагогической направленности как компонента системы непрерывного педагогического образования, системная работа органов государственного управления, учреждений высшего педагогического образования, учреждений дополнительного образования взрослых, педагогической общественности по повышению имиджа педагогической профессии и привлечению на педагогические специальности хорошо подготовленных и внутренне мотивированных абитуриентов и др. В этой связи требуется переосмысление специфики профильного обучения педагогической направленности в школе с учетом изменившихся социокультурных условий, генезиса педагогической науки и специфики психологического профиля современного ученика и разработка адекватных механизмов, способов и средств его эффективной реализации.

В результате проведенного анализа теории и практики допрофильной педагогической подготовки в Беларуси выявлены противоречия между:

- требованием осознанного и ответственного выбора учащимися направления образовательной деятельности по окончании II ступени общего среднего образования и недостаточной разработанностью современных педагогических средств, обеспечивающих подготовку учащихся II ступени общего среднего образования к этому выбору в процессе допрофильной подготовки;

- многообразием форм, содержания и способов организации образовательной деятельности учащихся II ступени общего среднего образования и их недостаточной систематизацией в контексте допрофильной подготовки;

- требованием создания для учащихся II ступени общего среднего образования ситуации выбора содержания и форм образовательной деятельности в процессе допрофильной подготовки и недостаточной разработанностью способов обеспечения этого выбора в образовательной практике;

- существующими инновационными подходами использования разнообразных образовательных возможностей допрофильной подготовки учащихся в системе «школа-вуз» и реализацией традиционной структуры взаимодействия общеобразовательной и высшей школы.

С целью преодоления вышеуказанных противоречий была разработана и апробирована в ходе экспериментальной деятельности (2016 – 2019 г.) модель допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования.

Несмотря на доказанную эффективность апробируемой модели, трехлетний период реализации экспериментального проекта не позволил провести полный цикл организации допрофильной подготовки педагогической направленности с 5-го по 9-ый классы. В связи с этим переход экспериментальной деятельности в инновационный режим представляется научно обоснованным и целесообразным.

Указанные противоречия, актуальность проблемы и обозначенная практическая потребность обусловили выбор темы проекта «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования».

Практическая значимость инновационного проекта определяется возможностью широкого внедрения в образовательный процесс модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования и формированию у учащихся готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности  на III ступени общего среднего образования.

Цель проекта

Создание в учреждении общего среднего образования развивающей образовательной среды, способствующей формированию у учащихся 5-9-х классов готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования

Задачи:

- обеспечить организационно-управленческие условия для внедрения на инновационных площадках модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования;

- осуществить отбор эффективных форм, средств, методов и технологий, способствующих формированию готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования;

- осуществить внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся с учетом специфики учреждения общего среднего образования;

- сформировать у участников инновационной деятельности устойчивое положительное отношение к педагогическому труду;

- оценить, обобщить и распространить эффективный опыт по внедрению модели организации допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени среднего общего образования в массовую образовательную практику.

Описание научных теорий и разработок,

на основе которых создан проект

В современной школе допрофильная подготовка является важнейшим компонентом подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.

Ключевым механизмом продуктивного осознанного выбора выпускниками педагогической профессии является допрофильная подготовка учащихся на II ступени среднего общего образования и профильная подготовка учащихся на III ступени среднего общего. Исследования проблем допрофильной педагогической подготовки учащихся находят отражение в работах педагогов, психологов,  социологов, философов. Теоретической базой исследования выступают: 

- теоретические идеи личностно ориентированного, дифференцированного, компетентностного образования (Е.В. Бондаревская, И.Б. Ворожцова, О.Л. Жук, Н.Ю. Ерофеева, В.В. Сериков, И.Э. Унт, И.С. Якиманская и др.);

- теоретические положения о преемственности и взаимосвязи общего и профессионального образования (С.М. Годник, В.И. Загвязинский, А.С. Казаринов, В.С. Леднев, В.Ю. Микрюков, А.М. Новиков, Л.О. Филатова и др.);

- теоретико-методологические и методические положения современной концепции профильного и допрофильного обучения (А.В. Баранников, В.А. Болотов, В.И. Блинов, А.Г. Каспржак, А.А. Кузнецов, А.Г. Капустняк, К.Г. Митрофанов, Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, Н.С. Пряжников, Е.Л. Рачевский, М.В. Рыжаков, С.В. Суматохин, В.М. Филиппов, И.Д. Фрумин, И.Д. Чечель и др.);

- психологические исследования о сущности и закономерностях профессионального самоопределения учащихся (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, В.И. Журавлев, А.Я. Журкина, И.И. Зарецкая, Е.А. Климов, В.М. Марищук, В.Я. Поляков, И.А. Сасова, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова);

- психолого-педагогические идеи о сущности и генезисе развития профессионально-педагогического самосознания будущего учителя (И.И. Казимирская. В.Н. Козиев, Ю.Н. Кулюткин, В.П. Саврасов, Г.И. Сухобская,  А.В. Торхова, Л.Б. Шнейдер и др.);

- теория управления образовательными системами (В.Г. Афанасьев, Д.М. Гвишиани, Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, М.И. Кондаков, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Н.С. Сунцов, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова).

Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности

В 2016 - 2019 учебных годах проводилась реализация республиканского экспериментального проекта «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования (2016-2019 гг.)». Руководители проекта: А.И. Жук (ректор БГПУ, д.п.н., проф.), А.В. Позняк (начальник центра развития педагогического образования БГПУ, к.п.н., доц.). Участники проекта – 15 учреждений общего среднего образования из разных областей страны. Цель экспериментальной деятельности – экспериментальная проверка эффективности модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования.

В ходе экспериментальной деятельности апробировалась модель организации допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени среднего общего образования, включающая целевой (цель и задачи), нормативный (принципы), содержательный (содержание и этапы), организационный (формы, методы, технологии) и оценочный (диагностика эффективности) блоки.

В соответствии с календарными планами ЭД велась по трём направлениям: работа с учащимися, работа с педагогами, работа с родителями.

Анализ результатов диагностики выявил высокую эффективность апробируемой модели и подтвердил выдвинутую гипотезу о том, что апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования будет эффективной при соблюдении следующих условий:

- созданы организационно-управленческие условия для апробации на экспериментальных площадках допрофильной педагогической подготовки учащихся;

- в учреждении общего среднего образования создана развивающая образовательная среда, способствующая формированию у учащихся 5-9-х классов готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности  на III ступени общего среднего образования;

- апробация модели осуществляется на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Проведенный мониторинг позволил определить, как менялась готовность учащихся к обучению в классах педагогического профиля и измерить мотивационную и когнитивную готовность учащихся, их степень освоения учебной программы факультативных занятий. В целом анализ результатов диагностики позволил заключить:

1. Во всех классах была зафиксирована статистически значимая разница между респондентами экспериментальной и контрольной групп в показателях готовности к обучению в профильных классах педагогической направленности.

2. Разница в мотивационной и эмоционально-волевой готовности немного превышает разницу в показателях когнитивной готовности у учащихся экспериментальной и контрольной групп.

3. Ближе к старшим классам статистически значимая разница в ответах представителей экспериментальной и контрольной групп увеличивается.

4. Ближе к старшим классам у представителей экспериментальных групп фиксируется более высокий уровень мотивационной и эмоционально-волевой готовности к обучению в педагогических классах и к овладению педагогической профессией.

5. В 5-х классах, в которых ведется допрофильная педагогическая подготовка, обучаются учащиеся приблизительно с одинаковым уровнем готовности (около 0.65).

6. Модули, входящие в программу допрофильной педагогической подготовки, позволяют сформировать знания и умения, которые определяют вероятность самоопределения учащихся в выборе педагогической профессии.

Основная идея инновационного проекта и направления

её осуществления

Основная идея проекта заключается в том, что впервые в условиях внедрения на инновационных площадках модели допрофильной педагогической подготовки учащихся II ступени среднего общего образования будет создана развивающая образовательная среда, способствующая формированию у учащихся 5-9-х классов готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования.

Модель внедрения модель организации допрофильной педагогической подготовки в образовательный процесс

Инновационная модель организации допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени среднего общего образования включает целевой (цель и задачи), нормативный (принципы), содержательный (содержание и этапы), организационный (формы, методы, технологии) и оценочный (диагностика эффективности) блоки.

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель допрофильной педагогической подготовки учащихся: подготовка учащихся II ступени среднего общего образования к осознанному выбору педагогического профиля профессиональной деятельности и адаптация к обучению в профильных классах педагогической направленности на III ступени общего среднего образования.

 

 

 

Задачи:

1. Формирование у учащихся устойчивого интереса к педагогической деятельности и стимулирование их познавательной активности в процессе допрофильной педагогической подготовки.

2. Выявление и развитие у учащихся профессиональных склонностей и способностей, лежащих в основе педагогической деятельности.

3. Воспитание уважительного отношения к разным видам педагогической деятельности  как социально равноценным.

4. Развитие способности к управлению собственным процессом обучения и прогнозированию индивидуальной образовательной траектории дальнейшего обучения в соответствии с личными склонностями, потребностями и интересами в профессионально-педагогической сфере.

НОРМАТИВНЫЙ БЛОК

Принципы:

1. Принцип преемственности в реализации образовательных программ допрофильного и профильного обучения, обеспечивающий координированность и согласованность содержания педагогической подготовки учащихся на II и III ступенях общего среднего образования.

2. Принцип вариативности, предполагающий предоставление образовательным учреждениям различных моделей содержательного и технологического наполнения допрофильной педагогической подготовки в  соответствии с их образовательными потребностями и возможностями.

3. Принцип включённости всех субъектов образовательного процесса в решение задач допрофильной педагогической подготовки (учащиеся, педагоги школ, преподаватели вуза, родители, классные руководители).

4. Принцип сетевого взаимодействия различных образовательных учреждений, осуществляющих допрофильную педагогическую подготовку (с привлечением посреднической функции учреждения высшего образования).

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Содержание и этапы:

Условно содержание допрофильной педагогической подготовки учащихся можно разделить на II этапа:

I этап (образовательный процесс в 5-7-м классах).

Деятельность направлена на развитие у учащихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального педагогического опыта.

В рамках первого этапа проводятся факультативных занятий  «Учись учиться» (5 класс), «Познай себя» (6 класс), «Семейная педагогика» (7 класс), а также активное участие во внеклассных мероприятиях профориентационной и общекоммуникационной направленности. На данном этапе возможно прохождение первых профессиональных проб (волонтерский педагогический отряд, помощник учителя, воспитателя ГПД и др.)

II этап (образовательный процесс в 8-9-м классах).

Деятельность должна быть направлена на более углубленное формирование знаний о сущности педагогической профессии  и возможностях, открывающихся в данной сфере деятельности, а также на развитие способностей, детерминирующих успешность дальнейшего обучения в профильных педагогических классах. Учащиеся получают более богатый опыт педагогической и исследовательской педагогической деятельности на данном этапе, который становится составной частью их портфолио, и продолжают освоение факультативных занятий: «Педагогические роли учителя» (8 класс), «Искусство практического человековедения» (9 класс). Поскольку на данном этапе формируется умение соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к педагогическим специальностям, в системе допрофильной подготовки должен работать педагог-психолог, который посредством анкетирования, индивидуального собеседования, тренингов и других мероприятий максимально эффективно решит поставленную задачу. Освоение первичного педагогического опыта должно происходить посредством вовлечения учащихся в социально значимую деятельность, поощрение их личностных достижений. Привлечение к реализации этого направления учащихся педагогических классов под руководством социального педагога, педагога-организатора позволит подросткам ощутить свою востребованность и значимость, будет способствовать формированию коммуникативных компетенций, так важных будущему педагогу.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК модели допрофильной педагогической подготовки учащихся включает различные формы, методы, технологии работы с учащимися, с педагогами, с родителями. Среди них: информационно-справочные, просветительские методы, диагностические методы, игровые методы, методы активного обучения, интерактивные методы, дискуссии, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии и др. Основной акцент делается на педагогических пробах и методах контекстного обучения.

ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК модели строится на основе диагностик обучения, воспитания и развития учащихся и обеспечивает постоянную информацию о динамике показателей, определяющих эффективность экспериментальной деятельности.

Социальный заказ

Образовательный заказ

Целевой блок

Цель

Задачи

Нормативный блок

Принципы

Содержательный блок

Организационный блок

Оценочный блок

Диагностический инструментарий

Критерии и показатели оценки

Работа с учащимися

Работа с педагогами

Работа с родителями

Формы

Методы

Технологии

Проведение факультативных занятий

Организация деятельности волонтерского педагогического отряда

Проведение внеклассных профориентационных мероприятий

 

 

 

Направления деятельности по реализации проекта

Оптимизация управленческой деятельности:

- автоматизация организационно-управленческой деятельности;

- организация работы творческих групп педагогов по теме проекта;

- проведение семинаров-практикумов, тренингов, круглых столов по внедрению эффективных педагогических технологий в образовательный процесс;

- расширение медиатеки гимназии (электронные учебники, банк электронной художественной литературы, банк видеоматериалов, банк данных информационных образовательных ресурсов, банк данных ЭСО и других медиатекстов) в ИБЦ;

- поддержание в активном состоянии информационного ресурса (сайта) учреждения образования с целью информирования обучающихся и их законных представителей;

- открытие профильных педагогических клубов для обучающихся, родителей;

- создание предметных виртуальных кабинетов.

Развитие профессиональных компетенций педагогов:

- проведение с участниками проекта лекций, семинаров, консультаций по проблеме допрофильной педагогической подготовке учащихся;

- проведение постоянно действующего семинара-практикума «Основные направления допрофильной педагогической подготовки»;

- организация открытых занятий, мастер-классов, персональных методических выставок, научно-практических конференций;

- обобщение, систематизация и распространение лучшего опыта работы учителей гимназии, педагогов Беларуси и ближнего зарубежья по формированию профессиональных компетенций;

- проведение заседаний педагогического совета, методического совета и методических объединений, посвященных состоянию работы по проекту;

- организация педагогического самообразования участников проекта по проблеме формирования у учащихся 5-9-х классов готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования;

- использование ресурса  дистанционного образования для  повышения квалификации педагогов;

- повышение квалификации педагогов на базе УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Формирование профессиональной (педагогической) компетенций обучающихся:

- совершенствование работы волонтерского педагогического отряда учащихся;

- вовлечение гимназисток в разнообразную педагогическую деятельность на учебных занятиях и во внеурочное время;

- участие гимназисток в социальных проектах;

- организация деятельности клуба педагогической направленности гимназисток;

- организация объединений по интересам (социально-педагогического профиля);

- участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, исследовательской и проектной работе.

Взаимодействие с законными представителями обучающихся

- разъяснение сути инновационного проекта родительской общественности;

- информирование об организации образовательного процесса гимназии, об итогах промежуточной и итоговой аттестации, гимназической жизни через информационные  ресурсы гимназии;

- интернет-общение с руководством гимназии и учителями на форуме сайта;

- вовлечение законных представителей в совместную социальную деятельность;

- организация работы клуба законных представителей.

Формирование развивающей образовательной среды учреждения образования:

-        создание общей информационной базы данных, объединяющей информационные потоки, которые функционируют в учреждении образования и организация постоянного доступа к ней всех участников образовательного процесса;

- учет результатов индивидуальной педагогической деятельности («портфель» достижений) учащимися;

-        поддержание в рабочем состоянии локальной сети учреждения, позволяющей объединить и систематизировать информационные ресурсы;

-        создание и систематизация информационной платформы Future teacher.

Диагностическое обеспечение проекта

- разработка диагностического материала для мониторинга показателей критериев эффективности инновационной деятельности;

- проведение диагностических процедур со всеми участниками инновационного проекта;

- проведение тренингов, консультаций для всех участников инновационного проекта по заявленным проблемам;

- анализ методических и иных профессиональных достижений педагогов – участников проекта (непрерывно).

Ожидаемые результаты:

- разработана система управления по обеспечению реализации инновационного проекта;

- разработан комплекс мониторинговых мероприятий по оценке эффективности реализации инновационного проекта;

- создана система информационной поддержки;

- обогащённая современная развивающая образовательная среда учреждения образования;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

- разработаны комплексы авторских методических продуктов, дидактических материалов по эффективному внедрению модели допрофильной педагогической подготовки учащихся 5-9 классов;

- разработана система оценки эффективности внедрения модели допрофильной педагогической подготовки;

- проведены индивидуальные педагогические исследования участников инновационной деятельности;

- создан комплекс педагогических условий (организационно-педагогических, психолого-педагогических, дидактических) для эффективной интеграции модели допрофильной педагогической подготовки в образовательный процесс;

- повышение уровня педагогической культуры всех участников инновационной деятельности;

- сформированность компетенций учащихся, обеспечивающих социальную адаптацию учащихся в развивающей образовательной среде учреждения;

- разработка и выпуск собственных образовательных продуктов, методических рекомендаций по внедрению инновационной модели в образовательный процесс; 

- трансляция инновационного педагогического опыта на различных уровнях.

База инновационной деятельности:

- образовательный процесс V-IX;

- процесс непрерывного профессионального обучения и развития педагогического коллектива учреждения образования.

Программа реализации проекта

Этапы реализации инновационного проекта

I этап - подготовительный (январь 2019 г. — август 2019 г.)

Цель: оценка состояния готовности педагогического коллектива учреждения образованияк работе в инновационном режиме.

Содержание работы на этапе:

- cамоопределение педагогического коллектива на участие в инновационной работе. Определение проблемного поля, выявление наиболее актуальной и социально-значимой проблемы. Поиск и оценка инновационных идей для ее разрешения;

- исследование, изучение научно-методических источников, результатов экспериментальной деятельности с целью поиска инновационной идеи;

- определение инновационной идеи и формулировка темы инновационного проекта, обоснование актуальности выбранной темы;

- оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности;

- мотивация педагогов на инновационную деятельность и создание группы участников проекта;

- изучение и анализ литературы, педагогического опыта по теме проекта;

- разработка и оформление проекта «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования»

II этап проектировочно-диагностический

 (август 2019 г. – декабрь 2019 г.)

Цель: анализ ресурсного обеспечения; определение и создание оптимальных условий для реализации проекта; разработка комплексно-целевой программы проекта; предотвращение возможных рисков и ограничений.

Содержание работы на этапе:

- определение основных направлений исследований педагогов, форм мониторинга, отчётности, анализа и оформления полученных результатов, коррекции возможных рисков и путей их преодоления;

 - разработка документации, регламентирующей инновационную деятельность учреждения образования;

- издание приказа об организации инновационной деятельности в учреждении и функциональных обязанностях членов инновационной группы;

- разработка перечня индивидуальных творческих заданий для педагогов, принимающих участие в инновационной деятельности;

- определение задач деятельности, ожидаемый результат каждым участником инновационного проекта;

- организация информационной кампании;

- установочный семинар для участников проекта по уточнению критериев и показателей эффективности инновационной работы учреждения образования и участников проекта, определение направлений исследований педагогов по теме проекта;

- диагностика готовности методической и социально-психологической службы к организации и сопровождению инновационной деятельности;

- выявление уровня мотивации субъектов образовательного процесса к инновационной деятельности;

- диагностика уровня сформированности компетенций субъектов образовательного процесса;

- анализ уровня обученности учащихся;

- диагностика уровня организационно-педагогической культуры учащихся;

- анализ результатов диагностик.

III этап-практический (январь 2020 г. — декабрь 2021 г.)

         Цель: обеспечение выполнения программы реализации проекта.

         Содержание работы на этапе:

- организация деятельности педагогического коллектива по реализации проекта;

- научно-методическое консультирование, методическое сопровождение всех участников инновационной деятельности;

- проведение психолого-педагогических консилиумов, систематической учёбы (семинары, практикумы, консультации и т.п.), рефлексивных и инструктивно-методических совещаний;

- создание условий для интенсификации самообразовательной деятельности педагогов;

- изучение отношения к инновации со стороны обучающихся, их законных представителей и педагогов школы;

- организация контроля над осуществлением работы в четком соответствии с программой инновационной деятельности и нормативными правовыми документами, а также осуществление контроля ведения обязательной документации в рамках инновационного проекта;

- создание методических формирований педагогов – исследователей по теме проекта;

- разработка и проведение уроков, факультативных занятий, мероприятий внеклассной работы направленные на формирование у учащихся 5-9-х классов готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования;

- организация посещения и взаимопосещения мероприятий в рамках проекта, их анализ и обмен опытом;

- поэтапный мониторинг эффективности модели, корректировочные действия;

- участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня;

- проведение презентаций, конференций, круглых столов, дебатов, олимпиад и творческих конкурсов в рамках проекта;

- наращивание комплекса ресурсов по теме проекта;

- расширение педагогического партнёрства в рамках реализации проекта с другими учреждениями общего среднего образования Республики Беларусь;

- итоговый контроль обученности, состояния здоровья обучающихся, уровня сформированности профессиональных (педагогических) компетенций и удовлетворённости участников инновационной деятельности.

IV этап –обобщающий (январь 2022 г. — август 2022 г.)

         Цель: анализ полученных результатов, оценка опыта инновационной деятельности учреждения образования.

         Содержание работы на этапе:

- систематизация документации участников инновационного проекта, материалов диагностики самоконтроля;

- самообобщение инновационного опыта педагогами-инноваторами;

- анализ и оценка эффективности внедрения модели допрофильной педагогической подготовки учащихся 5-9 классов;

- рефлексивное осмысление всех результатов проекта;

- систематизация и обобщение результатов проекта;

- оформление результатов проекта, подготовка их к экспертизе, составление отчётов всеми участниками проекта;

- проведение итогового семинара, презентация опыта и результатов инновационной деятельности в коллективе;

- выявление направлений и перспектив инновационного развития школы на основе имеющегося опыта в дальнейшем;

- определение форм распространения и трансляции обобщенного эффективного инновационного опыта;

- организация творческих отчетов участников проекта с презентацией результатов инновационной работы, организация мастер-классов педагогов-инноваторов, достигших высоких результатов в ходе инновационной деятельности;

- обобщение опыта инновационной деятельности коллектива и подготовка публикаций в педагогической печати;

- участие в научно-практических конференциях, семинарах, консультациях;

- создание методических рекомендаций по использованию результатов проекта в гимназии и в других учреждениях образования.

Критерии эффективности инновационной деятельности

Критерии

Показатели

Методы диагностики

Личностное развитие обучающихся

- положительная динамика повышения у учащихся интереса к педагогическим профессиям;

- освоение принципов, ценностей, норм педагогической профессии;

- высокая степень готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования;

- повышение уровня креативности, способности к саморазвитию;

- рост числа обучающихся, охваченных волонтерской деятельностью;

- сформированность навыков групповой работы, владение различными социальными ролями в группе и коллективе;

- повышение уровня коммуникативных умений и навыков;

- положительная динамика результативности участия в проектной и исследовательской деятельности,  в конкурсах и  мероприятиях.

- устойчивое положительное отношение к педагогическому труду.

анкета, наблюдение, интервью, собеседование

Уровень обученности учащихся

- положительная динамика учебных достижений учащихся;

- положительная динамика результативности участие в творческих, интеллектуальных конкурсах, мероприятиях.

мониторинг учебных достижений,

сравнительный анализ

Уровень профессионализма педагогических кадров

- повышения квалификации педагогических кадров;

- расширение социально-педагогического партнёрства в рамках реализации проекта с другими учреждениями общего среднего и высшего образования Республики Беларусь;

- расширение диапазона методов, технологий применяемых в педагогической деятельности;

- высокая степень сформированности навыков педагогической культуры;

- повышение уровня креативности, саморазвития, педагогической инициативы и готовности к её реализации посредством индивидуальных мини исследований;

- соблюдение педагогической этики.

анкетирование, наблюдение, изучение дневников педагогов-инноваторов, собеседование

Удовлетворённость членов гимназического сообщества, представителей социума инновационной деятельностью

- положительная динамика удовлетворённости обучающихся, родителей, учителей инновационной деятельностью, ее результатами и перспективами;

- активное участие родителей в планировании, в организации выполнения планов и оценке результатов работы учреждения образования.

- сетевое взаимодействие;

Анкета (баллы), наблюдение, изучение дневников педагогов-инноваторов, собеседование,

методические «прогулки»,

контент-анализ

аналитическая информация)

Здоровье обучающихся

- снижение уровня тревожности учащихся;

- сохранение показателей школьно-значимых заболеваний (острота зрения, нарушение осанки)

мониторинг здоровья учащихся

Повышение социального статуса учреждения образования

- положительная динамика роста контингента обучающихся;

- увеличение количества публикаций в СМИ, рекламных материалов, педагогических, методических брошюр.

сравнительный анализ

Кадровое обеспечение проекта

Образовательный процесс в государственном учреждении образования «Жодинская женская гимназия» осуществляют высококвалифицированные специалисты, из которых высшее образование имеют 28 человек (93 %), 2 человека (7 %) — среднее специальное образование. Из 23 педагогических работников, осуществляющих преподавание учебных предметов, 82 % имеют высшую, первую квалификационные категории. 87% учителей имеют стаж 10 и более лет.

Деятельность педагогов характеризуется результативным участием в научно-практических семинарах и конференциях различных уровней,опытом эффективной организации исследовательской деятельности педагогов и обучающихся, положительной динамикой участия обучающихся в олимпиадах по учебным предметам, конкурсах, конференциях, фестивалях разного уровня.

Состав участников инновационного проекта на 2019/2020 учебный год:

●    Члены руководства – 3 человека

●    Педагогические работники – 8 человек

К реализации проекта будут привлечены законные представители обучающихся, педагог-психолог, педагог социальный, педагог - организатор,  представители социума и все члены коллектива по мере необходимости.

Готовность государственного учреждения образования «Жодинская женская гимназия» к инновационной деятельности подтверждает наличие необходимых условий и ресурсов, а именно:

●         наличие высококвалифицированного педагогического коллектива;

●         высокий уровень мотивации педагогов к инновационной деятельности (более 70% педагогических работников готовы принять участие в проекте);

●         высокий уровень готовности социально-педагогической и психологической службы гимназии к сопровождению инновационной деятельности.

Материально-техническое обеспечение

Учебно-материальная база гимназии соответствует действующим социальным стандартам. Для организации образовательного процесса гимназии используется 16 кабинетов, кроме того - компьютерный класс, 2 мастерские обслуживающего труда, спортивный и хореографический залы, бассейн, тренажерный зал, библиотека, 5 спален и 2 игровые комнаты ГПД. Имеются кабинеты СППС, заместителей директора по учебной работе, методический кабинет, комната детских и молодежных общественных организаций, учительская, музейная комната.

Парк компьютерной и офисной техники состоит из 37 РС (1 РС на 5,9  обучающихся), 4 медиапроекторов, 2 интерактивных досок, 10 принтеров и МФУ. 95% РС имеют широкополосный доступ в Интернет. В гимназии имеется 1 компьютерный класс, включающий 11 компьютеров (10 +1). Обеспеченность учебных предметов ЭСО составляет 92%. Локальная сеть объединяет PC в гимназии. Члены педагогического коллектива и обучающиеся имеют возможность пользоваться ресурсами сети Интернет. Средняя загруженность компьютерной техники составляет в среднем 58 часов в неделю.

Финансово-экономическое обеспечение

Финансовое обеспечение участников инновационного проекта осуществляется согласно Приложению № 3 Постановления Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 г. № 6 (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.09.2003 г. № 108) в соответствии с Положением Министерства Образования Республики Беларусь от 30 декабря 2005 года № 129.

Источники информации

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А.Амонашвили. – М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. – 496 с.

2. Анин, Б. Учитель моей жизни: кн. интервью / Б. Анин. – М.: Сов. Россия, 1982. – 172 с.

3. Вершловский, С.Г. Учитель о себе и профессии / С.Г. Вершловский. – М.: Педагогика, 1988. – 265 с.

4. Жук, О.Л. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода : учеб. пособие / О.Л.Жук, С.Н.Сиренко ; под общ. ред. О.Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2007. – 192 с.

5. Зимняя, И.А. Педагог как субъект педагогической деятельности : учеб. пособие / И.А.Зимняя. – Ростов н/Дону : Феникс, 1997. – 480 с.

6. Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Д.А.Иванов // Школьные технологии. – 2007. – № 6. – С. 77 – 82.

7. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М.Митина. – М.: Просвещение, 1998. – 346 с.

8. Савенко, Т.Н. Педагогическая профессия: осмысление выбора. Введение в педагогическую профессию: курс лекций для студ. пед. университета / Т.Н. Савенко. – Мозырь: МГПУ, 2008. – 140 с.

9. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

10. Тарантей, В.П. Сборник качественных задач: общая педагога, дидактика / В.П. Тарантей, Л.М. Тарантей, М.Д. Есекешова, Э.Ш. Кочкорбаева // КазАту им. С. Сейфулина, 2015. – 197 с.

11. Тарантей, Л.М. Акмеология и основы индивидуальных и социальных достижений: учебное пособие / Л.М. Тарантей, Э.Ш. Кочкорбаева. – Астана : типография КазАту им. С. Сейфулина, 2014. – 155 с. 26

12. Торхова, А.В. Теоретико-методические основы развития индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя: монография / А. В. Торхова. – М.: Мос. гос. пед. ун-т., 2005. – 226 с.