СОЗДАНИЕ И ПРОИЗНЕСЕНИЕ УЧЕБНОГО СООБЩЕНИЯ

Тема урока: «Создание и произнесение учебного сообщения»

Класс: 6

 

Место в системе уроков по данной теме: раздел «Жанры речи», тема «Создание  и произнесение учебного сообщения», урок   (3урок  из 3).

Тип урока: урок обобщения и систематизации

 

Обозначаемая проблема: сохранение и защита окружающей среды.

Цель: обеспечение обобщения и систематизации изученного материала по созданию учебного сообщения;  формирование представлений о значении пресной воды в жизни человека;  создание условий для воспитания социально активной личности, способной к осознанному нравственному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями; содействие развитию речи, умений анализировать, сравнивать, систематизировать.

 

Задачи:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о содержании и построении, особенностях  языка  учебного сообщения; 

- развивать пунктуационные и орфографические навыки по теме,

- ввести понятие «глобальное изменение климата»,

- способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, стимуляции и развитию мыслительных    процессов,

- проконтролировать степень усвоения знаний учащимися, овладение умениями, определенными в целях урока,

- создать условия для формирования гражданской ответственности и социальной активности средствами образования в интересах устойчивого развития.

 

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-коллективная, парная.

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, аналитический, сравнительный, частично-поисковый, практический, устный.

 

 

Прогнозируемый результат:

- учащиеся должны уметь создавать учебное сообщение

- учащиеся должны получить  представление о том, что такое глобальное изменение климата,

- часть учащихся задумывается над последствиями «глобального потепления»  для нашей страны и над мерами по устранению негативных последствий.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Охранять родную природу –

значит охранять Родину

 М.М. Пришвин

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Деятельность учителя на этом этапе направлена на создание благоприятной  и продуктивной образовательной среды на уроке

Слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу

Ориентировочно-мотивационный

Через обсуждение эпиграфа ведется подготовка к целеполаганию (охранять природу – найти простые решения ее защиты).

Через создание проблемной ситуации вводится понятие «глобальное изменение климата»  

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Глобальная проблема,  изменение климата, научные наблюдения, минеральные вещества, почва, бытовые нужды,  пресноводный,  природа, пейзаж, планета, среда обитания.

Работа с лексическим значением слов:

*глобальная проблема – проблема, охватывающая весь земной шар, всемирная; всеобъемлющая;

*климат – многолетний режим погоды, типичный для  данной местности;

*пресноводный – водящийся в пресной воде (пресный – без соли  или с недостаточным её количеством) – значение слова выводится из значения его корней  после словообразовательного разбора;

*пейзаж – вид местности (= ландшафт)

Учитель предлагает найти смысловую общность всех словосочетаний и высказать своё понимание данной темы.

Через актуализацию знаний учащиеся определяют тему урока и ставят перед собой цель.

 

 

 

Запись словосочетаний (один ученик у доски, остальные в тетрадях)

 

На слайде высвечивается текст с использованием данных словосочетаний и слов.

 

Обобщение и систематизация (блок 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

Контроль и самоконтроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулировка выводов по изученному материалу

1.      АНАЛИЗ ТЕКСТА:

          Таким образом, охрана воды – это охрана здоровья и жизни людей, здоровья и жизни нашей планеты.

          Без воды невозможна жизнь. Без неё гибнут растения, так как их корни высасывают из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества. Всё живое на Земле потребляет воду. К тому же сама жизнь на нашей планете зародилась в воде. Бурный рост городов увеличил потребление воды. Значительная часть воды расходуется на бытовые нужды.  Люди  потребляют для своих нужд только пресную воду. Пресная вода годится на орошение, для приготовления разнообразной продукции, питья. Поэтому очень важно сохранить воды суши.

         Климат на Земле меняется и это становится глобальной проблемой для всего человечества. Факт глобального изменения климата подтвержден научными наблюдениями.  И развитие человечества невозможно представить без потребления вод Земли.     

       Вода.. Это океан, по которому плавают огромные корабли, это речушка, которая в жаркий день одарит  прохладой, это живительный дождик, которого ждут иссохшие от зноя поля, это грозное наводнение, уносящее людские жизни.

     Ода может быть доброй и злой. Она может спасти и погубить. Но жизнь без неё существовать не может. На Земле – она главная. Да и сама жизнь появилась из воды.

Вся жизнь из воды происходит,

Вода всё хранит, производит…

        Основная угроза водам планеты – их загрязнение.

Во-первых, из-за аварий на нефтепромыслах и при крушениях танкеров в морскую воду попадает нефть, которая губит икринки рыб, отравляет рыбу и птиц. Китов и других животных. Во-вторых,  ядовитые вещества содержатся в стоках фабрик и заводов. В-третьих, с полей дождевые и талые воды вымывают и сносят в реки удобрения.

    Учитель проводит физкультминутку

 

 

РАБОТА С ТЕКСТОМ

? Можно ли этот текст назвать учебным сообщением? (есть фрагменты, не относящиеся к учебному сообщению – научному стилю; худ. стиль.// нет обоснования целей и задач выступления, не названа тема// нарушен порядок частей)

?На занятиях по какому предмету оно могло бы быть сделано? (географии)

?Сформулируйте цель выступления.

?Составьте план выступления. Что вам поможет восстановить последовательность частей в тексте? (Слова-подсказки – их выписать)

!!! Выписать понравившийся фрагмент текста и выразить своё отношение к проблеме.

Учитель проверяет работу учащихся.

Сформулировать вывод помогут высказывания о бережливости и бережливом отношении к окружающей среде (дом. задание к уроку).

НАПРИМЕР:

«Природа – творец всех творцов» Гете.

«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей» Ф. Бэкон.

« Природа… будит в нас потребность любви…» И.С. Тургенев.

 

Учащиеся знакомятся с текстом, отвечают на вопросы по тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в проведении физкультминутки.

Учащиеся отвечают на вопросы, составляют план в тетрадях.

По окончании работы – читают восстановленное и скорректированное учебное сообщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся зачитывают высказывания и выражают своё отношение к проблеме.

Понравившееся высказывание записывается в тетрадь.

Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информирует о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению, отвечает на вопросы обучающихся.

Домашнее задание:

1.            Подготовиться к учебному сообщению на тему «Как  сэкономить воду в домашних условиях»

2.            Написание рассуждения на тему

3.            « Что я могу предложить для уменьшения потерь воды  дома».

Задание выбирается обучающимися самостоятельно.

Подведение итогов урока. Выставление отметок

Подводит итоги урока совместно с обучающимися и оценивает степень достижения поставленной цели урока.

Участвуют в подведении итогов урока.

Рефлексия

Учитель задает вопросы для определения эмоционального и психологического состояния обучающихся.

Благодарит за сотрудничество на уроке.

Характеризуют своё состояние во время работы, отвечая на вопросы учителя.