Основные признаки и особенности жизнедеятельности протистов

Урок биологии в 7 классе

 

Тема: Основные признаки и особенности жизнедеятельности  протистов.

 

Цель: Раскрытие особенностей строения и жизнедеятельности протистов.

 

Задачи:

Образовательные:

- Способствовать изучению особенностей строения простейших, как целостных организмов.

- Изучить процессы жизнедеятельности у одноклеточных организмов.

- Подвести учащихся к пониманию единства органического мира.

- Способствовать пониманию того, что клетка - структурная элементарная единица жизни.

Развивающие:

- Развивать коммуникативные навыки учащихся, умение работать в паре;

- Пополнять словарный запас учащихся новыми биологическими терминами.

Воспитательные:

- Способствовать формированию у учащихся экологического сознания.

- Продолжить выработку мотивации к приобретению знаний и самообразованию.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Тип урока:        Урок получения новых знаний и умений, раскрывающий содержание темы.

Вид урока:        Комбинированный с использованием компьютерных технологий.

Методы: Словесно-наглядные: рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация презентации,  самостоятельная работа с учебником, работа в парах.

Оборудование:

  1. Мультимедиапроектор, презентация «Протисты»;
  2. Карточки для работы в паре.
  3. Учебные пособия.

 

План урока

 

  1. Организационный момент.

2.Вступительное слово к изучению новой темы.

3.Особенности строения и жизнедеятельности протистов.

  1. Закрепление материала.
  2. Формулировка выводов по уроку.

 

 

Природа  - это самая лучшая из книг,

 написанная на особом языке.

 Этот язык надо изучать.

Гарин-Михайловский Г.М.

Ход урока

 

I этап. Организационно-мотивационный.

Учитель:  - Здравствуйте! Урок уже начался, поэтому прошу все успокоиться и подготовиться.

Тема нашего сегодняшнего урока -  «Протисты».

Ученики вместе с учителем формулируют цель урока.

 

II этап. Объяснение нового материала

Слово учителя:

1) Строение протистов

Среди протистов встречаются одноклеточные и многоклеточные организмы.

Клетки их тела имеют ядро. Эти клетки могут быть самой разнообразной формы, часто они весьма причудливы и соперничают по красоте со снежинками. Клетки могут иметь плотную оболочку, реснички, жгутики, иногда образуют ложноножки

2) Строение клетки

Клетки протистов имеют цитоплазматическую мембрану часто с дополнительными  покровами. Клетки содержат все органоиды, имеющиеся у ядерных организмов. Кроме того у них имеются сократительные вакуоли. Сократительные вакуоли удаляют избытки воды, скопившиеся в клетке.

3) Особенности жизнедеятельности протистов.

3.1. Питание. Для протистов, как и для бактерий характерны различные типы питания.

Вспомните, пожалуйста, какие именно способы питания присущи бактериям?

Дети  рассказывают о способах питания бактерий.

Точно так же и протисты могут быть автотрофными, гетеротрофными, автогетеротрофными.

Сложно себе представить, но среди таких крошечных гетеротрофных протистов встречаются даже хищники, которые активно охотятся на бактерий и протистов помельче. Такой способ питания называется фагоцитоз.

3.2. Размножение.

Размножаются протисты делением клетки надвое, или бесполым способом, с образованием гамет. С наступлением неблагоприятного сезона протисты могут образовывать цисту – обезвоженную клетку с плотной оболочкой, которая может храниться годами. Лужи пересыхают, цисты с пылью переносятся ветром, транспортом, животными и людьми на огромные расстояния, и терпеливо ждут своего часа.(10 мин)

III этап. Демонстрация электронной презентации

«Изучение разнообразия протистов»(5мин)

IV этап. Работа с материалом учебного пособия.

Учитель:

- Теперь, пожалуйста, просмотрите текст в учебнике и отыщите в нём новые термины. Зачитайте термины.

(Одна из учащихся зачитывает новые слова. Учитель записывает термины на доске).

Учитель:

- А теперь давайте попытаемся без учебника дать определение каждому новому термину и указать, к какой структуре или процессу оно относится.

(Ученики пытаются сформулировать определения).

Учитель:

 – Снова открываем книгу и зачитываем правильные определения. После этого, вы запомните их надолго.(10 мин)

 

Физкультминутка

  • Гимнастика для глаз;
  • Упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
  • Шутливая разминка с мягкой игрушкой. (3 мин)

V этап. Закрепление

1) Учитель раздаёт распечатанные карточки  со слепым опорным конспектом. Ученикам предлагается с использованием учебника заполнить разделы конспекта, касающиеся строения и особенностей жизнедеятельности гетеротрофных протистов. (10мин)

2)Работа в парах: Каждой паре учеников предлагается 2-3 разрезанных на слоги термина из темы урока, и предлагается сложить из них слова.(3мин)

 

VI этап. Подведение итогов урока.

Учитель: Вспомните, пожалуйста. Какую цель мы с вами формулировали в начале нашего урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

Почему вы так считаете?

 

VII этап.  Домашнее задание.

  • Опорный конспект;
  • Изучить параграф 9.

 

VIII этап. Рефлексия

Поставьте любой знак под одним из трех плакатов

  1. Не знаю, что такое протисты.
  2. Не знаю, что такое протисты, и знать не хочу.
  3. Я знаю о протистах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таллом

Гаметы

Слоевище

Споры

Жгутики

циста

Реснички

Пищеварительная вакуоль

Панцирь

 

Раковина

 

Сократительные вакуоли

 

Водоросли