Основные признаки и особенности жизнедеятельности протистов
Урок биологии в 7 классе
Тема: Основные признаки и особенности жизнедеятельности протистов.
Цель: Раскрытие особенностей строения и жизнедеятельности протистов.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать изучению особенностей строения простейших, как целостных организмов.
- Изучить процессы жизнедеятельности у одноклеточных организмов.
- Подвести учащихся к пониманию единства органического мира.
- Способствовать пониманию того, что клетка - структурная элементарная единица жизни.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки учащихся, умение работать в паре;
- Пополнять словарный запас учащихся новыми биологическими терминами.
Воспитательные:
- Способствовать формированию у учащихся экологического сознания.
- Продолжить выработку мотивации к приобретению знаний и самообразованию.
Тип урока: Урок получения новых знаний и умений, раскрывающий содержание темы.
Вид урока: Комбинированный с использованием компьютерных технологий.
Методы: Словесно-наглядные: рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация презентации, самостоятельная работа с учебником, работа в парах.
Оборудование:
- Мультимедиапроектор, презентация «Протисты»;
- Карточки для работы в паре.
- Учебные пособия.
План урока
- Организационный момент.
2.Вступительное слово к изучению новой темы.
3.Особенности строения и жизнедеятельности протистов.
- Закрепление материала.
- Формулировка выводов по уроку.
Природа - это самая лучшая из книг,
написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Гарин-Михайловский Г.М.
Ход урока
I этап. Организационно-мотивационный.
Учитель: - Здравствуйте! Урок уже начался, поэтому прошу все успокоиться и подготовиться.
Тема нашего сегодняшнего урока - «Протисты».
Ученики вместе с учителем формулируют цель урока.
II этап. Объяснение нового материала
Слово учителя:
1) Строение протистов
Среди протистов встречаются одноклеточные и многоклеточные организмы.
Клетки их тела имеют ядро. Эти клетки могут быть самой разнообразной формы, часто они весьма причудливы и соперничают по красоте со снежинками. Клетки могут иметь плотную оболочку, реснички, жгутики, иногда образуют ложноножки
2) Строение клетки
Клетки протистов имеют цитоплазматическую мембрану часто с дополнительными покровами. Клетки содержат все органоиды, имеющиеся у ядерных организмов. Кроме того у них имеются сократительные вакуоли. Сократительные вакуоли удаляют избытки воды, скопившиеся в клетке.
3) Особенности жизнедеятельности протистов.
3.1. Питание. Для протистов, как и для бактерий характерны различные типы питания.
Вспомните, пожалуйста, какие именно способы питания присущи бактериям?
Дети рассказывают о способах питания бактерий.
Точно так же и протисты могут быть автотрофными, гетеротрофными, автогетеротрофными.
Сложно себе представить, но среди таких крошечных гетеротрофных протистов встречаются даже хищники, которые активно охотятся на бактерий и протистов помельче. Такой способ питания называется фагоцитоз.
3.2. Размножение.
Размножаются протисты делением клетки надвое, или бесполым способом, с образованием гамет. С наступлением неблагоприятного сезона протисты могут образовывать цисту – обезвоженную клетку с плотной оболочкой, которая может храниться годами. Лужи пересыхают, цисты с пылью переносятся ветром, транспортом, животными и людьми на огромные расстояния, и терпеливо ждут своего часа.(10 мин)
III этап. Демонстрация электронной презентации
«Изучение разнообразия протистов»(5мин)
IV этап. Работа с материалом учебного пособия.
Учитель:
- Теперь, пожалуйста, просмотрите текст в учебнике и отыщите в нём новые термины. Зачитайте термины.
(Одна из учащихся зачитывает новые слова. Учитель записывает термины на доске).
Учитель:
- А теперь давайте попытаемся без учебника дать определение каждому новому термину и указать, к какой структуре или процессу оно относится.
(Ученики пытаются сформулировать определения).
Учитель:
– Снова открываем книгу и зачитываем правильные определения. После этого, вы запомните их надолго.(10 мин)
Физкультминутка
- Гимнастика для глаз;
- Упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
- Шутливая разминка с мягкой игрушкой. (3 мин)
V этап. Закрепление
1) Учитель раздаёт распечатанные карточки со слепым опорным конспектом. Ученикам предлагается с использованием учебника заполнить разделы конспекта, касающиеся строения и особенностей жизнедеятельности гетеротрофных протистов. (10мин)
2)Работа в парах: Каждой паре учеников предлагается 2-3 разрезанных на слоги термина из темы урока, и предлагается сложить из них слова.(3мин)
VI этап. Подведение итогов урока.
Учитель: Вспомните, пожалуйста. Какую цель мы с вами формулировали в начале нашего урока?
Достигли ли мы поставленной цели?
Почему вы так считаете?
VII этап. Домашнее задание.
- Опорный конспект;
- Изучить параграф 9.
VIII этап. Рефлексия
Поставьте любой знак под одним из трех плакатов
- Не знаю, что такое протисты.
- Не знаю, что такое протисты, и знать не хочу.
- Я знаю о протистах.
Таллом |
Гаметы |
Слоевище |
Споры |
Жгутики |
циста |
Реснички |
Пищеварительная вакуоль |
Панцирь |
|
Раковина |
|
Сократительные вакуоли |
|
Водоросли |
|