Сценарий внеклассного мероприятия «Люди, помните!»

 

Сценарий внеклассного мероприятия

«Люди, помните!»

 

 

Цель:   воспитание патриотических чувств обучащихся на примерах мужества и героизма солдат, участников и свидетелей Великой Отечественной войны.

Задачи:

· формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому Беларуси , культуре ее народа;

· формировать чувство гражданской ответственности за настоящее и будущее страны;

· развивать чувство уважения к старшему поколению;

· развивать творческие способности учащихся;

· воспитывать у обучающихся  неприятие агрессии, насилия и войны.

 

Форма:  музыкально-литературная композиция

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон.

Подготовительная работа: изучение обучающимися героического прошлого членов своей семьи во время Второй мировой войны,  поиск оригинальных фронтовых писем, а также самостоятельное изготовление «фротовых треугольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Кабинет подготовлен к мероприятию, расставлены  парты, доска оформлена, к ней прикреплены фронтовые письма, возле также находятся зажженные свечи )

( звучит песня «Журавли» (минус)

 

Учитель:

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными

На эту больную войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком, победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страдания пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами, НО

…такими же, полными слез.

(на экране видеоролик «Хроника  войны», обучающие выходят по одному к доске и пишут на ней имена своих родственников которые были участниками  ВОВ, берут зажженную свечу и выстраиваться в ряд  )

Ученица 1: Прошло уже 69 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах…

Ученица 2: Мы, живущие сейчас, не имеем права забывать ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь.

Ученица 3: Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

Ученица 4: Помните, люди, кровавые годы,

Налёты фашистов, словно зверей,

Ученица 5: Помните, смертные битвы, походы,

И слёзы невинных детей, матерей.

Ученица 6: Помните, люди, солдат поимённо…

Мы жизнью своей обязаны им.

Ученица 7:  Они ведь в стране, войной опалённой,

Вселили нам мир под небом святым.

Ученица 8:  Помните, люди, мир кровью достался,

Герои пусть вечно будут в цветах.

 

Обучающиеся ставят свечи в центр стола в форме звезды)

 

Учитель: Время летит… и все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя. Теперь, чтобы воссоздать обстановку незабываемых дней Великой Отечественной, мы все чаще обращаемся к документам тех лет. И самые достоверные и откровенные из них – письма фронтовиков в родной дом… Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя.  Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал…

Ученица 1: Эти письма эпохи войны,

Что хранятся в семейных архивах, -

На бумаге полет желтизны,

И протерты до дыр на изгибах.

Эти письма эпохи войны

Необычного требуют чтенья:

Тем их краткие строки сильны,

Что мы сами – их продолженье!

 

(К доске выходит ученица снимает с доски  письмо №1 и читает его, видеосопровождение « Видео №1» )

Учитель: Да в этих письмах солдатских столько боли, столько сожаления, ведь у  людей были другие мечты…

         (  Исполнение песни  «Письмо с фронта»)

Учитель: А как ждали дома солдатские письма-треугольнички! У этих писем были трудные судьбы, долгие пути. Но родные надеялись. Пришло письмо - жив солдат!

( К доске выходит ученица снимает с доски  письмо №2 и читает его, видеосопровождение « Видео №2»)

( звучит лирическая музыка)

Ученица : Здравствуй, папа,

Ты опять мне снишься,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась,

До чего ж ты прежний был во сне.

Папа!Ты вернешься невредимый,

Ведь война когда-нибудь пройдет.

Миленький, голубчик мой родимый,

Скоро майский праздник к нам придет.

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть,

Я тебе желаю всей душою

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб как раньше, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

 

Учитель: Не все вернулись с фронта домой…в этой войне мы потеряли 27 миллионов человеческих жизней. И если по каждому из них устроить минуту молчания, страна будет молчать 18570 дней.

 

(Видеоролик  «Никто не забыт, ничто не забыто» в исполнении С.Пьехи)

 

Учитель: «Сынок, будь осторожнее!», «Береги себя, любимый!», «Дорогой, папа, я по тебе очень скучаю! Когда ты вернешься домой?», «Сынок мой, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись!» Наверное. Каждый фронтовик получал письма с такими словами. Он знал, что его ждут дома и любят. В ответ фронтовик писал не столько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких…Писал о вере, писал о любви…

 

( К доске выходит ученица снимает с доски  письмо №3 и читает его, видеосопровождение « Видео №3»)

 

Учитель: за Родину сражались не только мужчины. Писем с фронта  от мам, дочерей, подруг   также с нетерпением ждали.

(Звучит лирическая музыка)

Ученица:

Девушку, совсем ещё девчонку,  С мягкою улыбкой после сна,  В форме школьной, с бантами и чёлкой,  Увела безжалостно война.  В медсанбатах фронтовых походных,  В городах, пылающих огнём , Всех солдат израненных, голодных,  Возвращала к жизни день за днём.  Маленькими ловкими руками  Бинтовала раненых, слепых.  Сколько писем написала мамам  За безруких пареньков седых.  На шинели ордена, медали,  Выправка военная и стать.  Только деток руки не держали,  Не успела деток нарожать.  Всех, кто дорог был, любим и близок,  Забрала разлучница-война.  Пожелтевший обгоревший снимок:  Два солдата в форме и она.  Предлагали сердце, душу, руку.  Жизнь, как в сказке, счастье чередой.  Да лежит один в Великих Луках,  А под Сталинградом спит другой.  И стоит в печали одинокой,  Слушая седую тишину,  Бабушкою ставшая до срока  Девочка, прошедшая войну.

(Выходят 5 девушек)

1-я девушка: В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь

2-я девушка:  В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.

3-я девушка: В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.

4-я девушка: В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.

5-я девушка: Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир.

1-я девушка:

Качается рожь не сжатая,

Шагают бойцы по ней

Шагаем и мы – девчата

Похожие на парней

2-я девушка

Нет, это горит не хата,

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие  на парней.

3-я девушка.

Не знаю, где я нежности училась, -

Об этом не расспрашивай меня.

Растут в степи солдатские могилы,

Идет в шинели молодость моя.

 4-ая девушка

В моих глазах - обугленные трубы.

Пожары полыхают на Руси.

И снова нецелованные губы

Израненный парнишка закусил.

5-я девушка.

Я вечером над братскою могилой

С опущенной стояла головой...

Не знаю, где я нежности училась, -

Быть может, на дороге   фронтовой...

 

 

 

 

( К доске выходит ученица снимает с доски  письмо №4 и читает его, видеосопровождение « Видео №4»)

(Исполнение песни «А закаты алые»)

 

Учитель: Любой солдат прошедший войну бережно хранит память о ней. И не важно письма хранят эту память или людские сердца…О разном писали солдаты в своих письмах…о долге, о Родине… И в любом случае тон писем спокойный, успокаивающий. В них нет жалоб, сетований на тяготы фронтовой жизни.  Ведь солдат понимал, что порой там в тылу не легче, чем ему на фронте. И на краю смерти он всегда старался подбодрить родных, скорее сообщить, что он пока жив и здоров.

 

 (Звучит песня «В осеннем парке городском» О. Митяев)

 

Учитель: В канун Дня Победы, читая эти письма, мы отдаем дань уважения всем, кто завоевал свободу для будущих поколений от фашистского порабощения, дал нам счастливое детство. Пусть каждый из нас в минуты радости помнит, что именно фронтовикам, этим необыкновенным людям, мы обязаны своей свободой, жизнью.

 

Ученица:. Письма…простые солдатские письма….

Сколько тепла в них, любви, романтизма,

Сколько в них веры в страну и народ,

Веры в победу, что скоро придет!

Веры, что враг будет все же разбит,

Что армия выстоит и победит!

В письмах вопросы…о детях, жене,

Все ли здоровы, сыты, в тепле…

В письмах писали: « Скоро придем!

Как только фашистов в Берлине добьем!...»

Письма от времени так пожелтели-

Трудно прочесть, разберешь еле-еле.

Но знает их бабушка все наизусть,

Ведь в каждом из них было слово: «Вернусь!...»

 

Учитель: И они сдержали свое обещание, вернулись…правда не  все. Но они  вернулись с победой.

 

(Видео «Поклонимся великим тем годам»)

 

6.Мы помним Вас,герои, поимённо.  И гордо- "ветеранами"- зовём.  И от потомков всей страны огромной  За ратный подвиг низкий, Вам ,поклон!

 

(«Песня главный праздник» Н.Мухамеджанова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможный текст писем

"Здравствуй, Вася!

         Шлю тебе братский привет. На днях, Вася, получил твое письмо, писанное 2-го мая. Спасибо тебе за письма. Рад я тому, что здоровье твое поправляется, как ты пишешь. Хочется много-много написать тебе, но как-то мысли путаются. Это понятно... Вспоминаю те весны, когда мы готовили с тобой дрова. Это было для меня удовольствием, несмотря на то что кусали комары. Ты был молод, силен, здоров, весел. Не мог я наслушаться твоих песен, твоих рассказов. Помнишь, Вася, один привал в лесу, когда отдыхали с Вас. Серг.... Вы говорили, смеялись... Прошло некоторое время, несколько весен, лет, и неожиданно для меня обрушилась на нас эта война. Такая же весна, такая же природа, но жизнь другая. Душа загрубела. Выстрелы и разрывы снарядов, треск пулемета стали привычным, более привычным, чем чириканье птичек или шум в вершинах деревьев. Но этот стук, треск и грохот говорит. Говорит больше природы. Говорит: война, милок, война... Наша Родина обижена - нужно мстить.                                                                                                                  15 мая 1942 г." 

 

«Привет из окопа !

Здравствуйте, дорогие родители папа и мама, сестры Аганя и Маруся, и дорогой крестник Миша, с приветом к вам ваш сын, брат и крестный Павел. Во-первых строках моего письма я вам сообщаю о своей жизни. Я сейчас нахожусь 2-й месяц в окопах без смены, живу пока ничего. Еще сообщаю, что я сильно болел желудком целый месяц, сильно похудел, остались одни кости, но сейчас стал поправляться, питался все время чаем да сухарями, сейчас стало лучше, но кушаю еще совсем мало. Еще сообщаю, дорогие родители, что здесь, в Ленинграде, положение тяжелое, потому что Ленинград окружен немцами, все дороги перерезаны. Перед нами сейчас стоит одна задача – во что бы то ни стало как можно быстрее прорвать кольцо окружения, соединить дорогу Ленинград-Москва. Сейчас здесь стоит погода нехорошая: то дождь, то холод, то ясная погода. Я уже получил теплое белье, шапку… теплые суконные портянки…Ребята у нас дружные, живем весело.»

 

 

«Привет с фронта, из окопа…

Здравствуйте, дорогие родители папа и мама и дорогие сестры Аганя и Маруся, и дорогой крестник Миша. Во-первых строках моего письма я вам сообщаю, что я нахожусь сейчас на фронте, жизнь на фронте описывать вам не нужно, папа был, знает, может вам рассказать. 

Я нахожусь на фронте там, где стояла наша старая часть в мирное время, вблизи Ленинграда, защищаю Ленинград.

Я пока жив и здоров, питаемся ничего, но и бывает суток 2-3 (предоставить нельзя продукты) без питания, но это все ничего, все это можно пережить, если только пуля проклятого немца, бомба или мина не настигнет меня, то еще с вами увидимся, поговорим и погуляем так, чтоб вся страна знала. 

Еще, дорогие родители папа и мама, я вам сообщаю, что я участвовал в атаке с немцами, мы их победили. Ночевать сейчас в окопе становится все холоднее и холоднее, часто идут дожди. Передавайте приветы тетке Марье, братьям, всем друзьям и товарищам, подругам и подружкам, старикам и молодым.

Пока до свидания, писать больше нечего. Желаю увидеться и пожить с вами, ваш сын, брат, крестный Павел… Еще сообщаю – для смелости дают 100 грамм  водки.»

 

 

«Дорогая Маруся! Дорогие мои детки Вова и Тома! Последний раз мой вам привет из Средней Азии. Собираюсь в путь далекий и неведомый и снова, с особенной остротой, мои мысли с вами, мои думы о вас. Я знаю, как вы любите меня, с каким нетерпением меня ждете, но пока что путь мой лежит не к вам, но, все же я живу надеждой, что придет время - и стрелка указателя дорог повернется в сторону родного дома, туда, где находится моя милая семья. А сейчас готовлюсь в путь и думаю о вашей жизни, думаю о своей судьбе, куда она забросит меня в ближайшее время. И когда я подумаю о вас, подумаю о том, сколько времени не видел вас, у меня сжимается сердце и подступают слезы к глазам. Прилетел бы я к вам ласточкой и хотя бы в окошечко заглянул к вам, посмотрел бы на вас, как вы выросли, как изменились. Смотрю на вашу карточку и кажется мне, что вы не за три тысячи километров, а где-то недалеко от меня, и стоит только мне подняться, и я буду у вас.

13 января 1945 г.»