Обобщение и систематизация знаний по темам «Химическая связь и строение вещества», «Химические реакции»
УРОК 19.
Тема: Обобщение и систематизация знаний по темам «Химическая связь и строение вещества», «Химические реакции»
Цель:
обучающая: повторение и систематизация знаний по темам «Химическая связь и строение вещества», «Химические реакции», приведение в соответствие теоретических знаний и практических умений, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом деятельности.
развивающая: развитие умения видеть зависимость свойств вещества от его строения, анализировать учебную информацию, пользоваться учебным пособием, дополнительной и справочной литературой, выделять главное, существенное в изучаемом материале и систематизировать полученные знания.
воспитательная: содействие воспитанию сознательного отношения к работе в группе, паре, воспитание самостоятельности в ходе выполнения задания, привитие культуры общения.
Задачи:
- актуализировать личностный потенциал обучающихся к обобщению и систематизации знаний;
- создать содержательные и организационные условия для обобщения и систематизации знаний, овладения умением и опытом деятельности;
- обеспечить развитие умений сравнивать, выделять главное, классифицировать, анализировать, обобщать, делать выводы;
- содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
- помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности;
- обеспечить развитие у обучающихся монологической и диалогической речи;
- воспитывать осознание роли науки в жизни общества.
Рекомендации учителю:
Предварительная подготовка.
На доске:
- Записана тема урока и основные вопросы темы.
Вопросы темы (крыло доски слева):
- что такое химическая связь,
- типы химической связи,
- молекулярное и немолекулярное строение вещества,
- типы кристаллических решеток,
- межмолекулярное взаимодействие и агрегатное состояние вещества,
- классификация химических реакций,
- факторы, влияющие на скорость химических реакций,
- степень окисления, окислительно-восстановительные реакции,
- химическое равновесие, условия смещения химического равновесия.
Эпиграф к уроку «Знания только тогда настоящие, если они добыты не запоминанием, а усилиями своей мысли» (Л.Толстой)
- 3. Организация учебных мест.
Класс делится на 3 команды, работа за круглым столом.
- Материально-техническое обеспечение урока.
Учебное пособие, алгоритм составления характеристики вещества, презентации обучающихся, мультимедиа проектор, задачные блоки материалов по обобщению и систематизации, контролю знаний по изученной теме, сборник «Химия в алгоритмах» Т. М. Еняковой, маркеры.
Технологическая карта урока
Основные этапы урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формы, методы, приемы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
І этап. Вводный Организационный момент |
цель |
Приветствует учащихся. Организация и ориентация их деятельности, выбор экспертной группы. Предлагает сформулировать цели урока. |
Слушают вступительное слово учителя. |
Словесные |
ІІ этап. Установочный Мотивация и целеполагание
|
Цель |
Дополняет выступления учащихся по целеполаганию. |
Высказывают свое мнение относительно идеи эпиграфа и содержания урока, согласно заявленной темы. Определяют и принимают цели |
Словесные |
ІІІ этап. Организационно-познавательный (блочный) 1) Представление учащимися результатов домашней работы (компьютерных презентаций)
2) Самопроверка домашнего задания с использованием листов самопроверки
Физкультпауза |
В компьютерных презентациях раскрываются тип хим. связи. электронные и графические формулы, молекулярное и немолекулярное строение веществ, типы кристаллических решеток, степени окисления. Определить тип хим связи, тип крист.решетки, степени окисления, охарактеризовать хим. реакцию. |
Предлагает обучающимся выполнить презентацию домашнего задания и кратко прокомментировать ее при показе.
Предлагает сверить результаты ответов с листом самопроверки домашнего задания, произвести самооценку с учётом указанных критериев.
Предлагает физоргу класса провести физкультпаузу |
Демонстрируют компьютерные презентации своих проектов на мультимедиа и кратко комментируют предлагаемый материал
Выполняют самопроверку и самооценку домашнего задания Выполняют упражнения |
Работа в группе Словесные
Индивидуальная |
ІV этап. Контролирующий Игра «Кто быстрее заполнит логическую карту»
А) разработка проекта
Б) оформление результатов
В) презентация
Г) Оценивание результатов учебной деятельности учащихся на данном этапе
|
Химические свойства, номенклатура, типы реакций, условия протекания реакций |
Предлагает каждой команде выполнить по алгоритму:1-ая команда характеризует в-во N2,(читают стих) 2-ая команда-NH3,(читают стих) 3-ая команда-NH4Cl . Команды заносят задание маркером в логическую карту, пишут свои фамилии в указанную клетку. Учитель предлагает воспользоваться листом № 1 для самопроверки. Предлагает быстро (по мере заполнения карты) вывесить лист на доску.
Оценивает совместно с экспертной группой работы учащихся, отмечает неиспользованные возможности, потенциал продолжения работы, качество отчета. Предлагает обучающимся подытожить урок
|
Выполняют самопроверку и самооценку домашнего задания, читают стихи про азот, аммиак, разбирают их, комментируют
Выполняют упражнения Выполняют задание, осуществляют самопроверку, заносят записи в «логическую карту» Вывешивают листы на доску, готовятся к защите проекта. Распределяют обязанности, советуются друг с другом. В порядке очередности вывешивают листы на доске, выходят группами и защищают свой проект.
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок, сдают заполненный лист для дальнейшей более детальной проверки учителем. Эксперты вносят в оценочный лист заработанные баллы каждым участником группы. |
Работа в группе |
V этап. Подведение итогов VІ этап. Домашнее задание
VІІ этап. Рефлексия
|
|
Предлагает обучающимся подытожить урок. Задаёт домашнее задание. Получить вещество NH4NО3,классиффицировать реакцию, охарактеризовать по алгоритму. Предлагает учащимся заполнить лист с рефлексией |
Выступают с кратким подведением итогов урока. Записывают домашнее задание.
Проводят рефлексию |
|