«ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ»

  1. Информационный блок

Согласно Кодекса об образовании Республики Беларусь, «целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося» [2]. То есть нравственное, творческое развитие личности стоит в одном ряду с формированием знаний, умений и навыков. И от того, какие качества сумеет школа сформировать у обучающихся, подрастающих граждан Республики Беларусь, во многом зависит будущее страны.

С целью активизации творчества учащихся, воспитания у них высокой нравственности и патриотизма в Государственном учреждении образования «Жодинская женская гимназия» в 2012 году был создан поисково-исследовательский отряд «Катюша», который действует при музейной комнате гимназии. Основным направлением работы отряда является поиск неучтённых воинских захоронений, возвращение из забвения имён защитников Отечества, погребённых в безымянных братских могилах, а также эпизодов войны, имеющих важное значение для той или иной местности.

За пять лет работы отряда установлены места захоронений 90 человек, 5 братских могил обрели имена, возвращены из забвения 2 героических эпизода начального периода Великой Отечественной войны. Успехи поисково-исследовательской деятельности предопределили тему данного опыта. 

Тема: поисково-исследовательская деятельность в школе как инструмент интеллектуального и нравственно-патриотического воспитания учащихся.

Основной формой работы с учащимися в школе является урок. На уроке преобладают групповые формы работы. Опытный учитель, конечно, старается учитывать интересы и способности учащихся, однако, всё это в рамках школьной программы. Но что же делать детям, которые быстро схватывают учебный материал и хотят изучить какие-то проблемы глубже? Выход давно найден – индивидуальная работа с учащимися, которая позволяет не только выйти за рамки учебной программы, но и провести серьёзную поисковую работу, исследование.

Исследовательская ориентация концентрирует в себе инновационный подход к учебному процессу, целью которого становится развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт. Основой такого освоения служит целенаправленное формирование творческого мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого имитационного моделирования, поиска и определения собственных личностных смыслов и ценностных отношений [4].

В процессе творческого взаимодействия «учитель-ученик» условия обучения, характер учебного процесса качественно изменяются, подчиняясь требованиям обстановки совместного исследовательского поиска. В качестве предметно-содержательного материала исследования наряду со специально подготовленным учебным материалом выступает дополнительный материал, собранный учащимся. В этой связи особую важность приобретает процессуальная сторона исследовательской деятельности. В учебной деятельности присутствует мотив освоения нового жизненного опыта, расширения познавательных возможностей. Наряду с предметно-содержательными учебными результатами (предметные знания, умения, навыки, конкретные решения проблем и т.д.) особым результатом становится рефлексия поисковой деятельности.

Исследовательская работа в области истории подразумевает в первую очередь работу с первоисточниками. И если раньше основным местом знакомства с первоисточниками были архивы, доступ в которые был значительно ограничен, то теперь широкое распространение получили электронные ресурсы в системе Internet. В связи с этим одной из приоритетных задач исследовательской работы в школе становиться задача обучить учащихся поиску и работе с электронными архивными документами и другими первоисточниками.

 В нашем случае, речь идёт о документах Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), размещённых на сайтах ОБД «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа» и других, которые позволяются значительно расширить границы учебника по истории Второй мировой войны и дать возможность учащимся самим проследить ход событий и сделать свои собственные выводы.

А ещё учащиеся могут принять участие в важном и благородном деле восстановления имён защитников Отечества, захороненных в безымянных братских могилах, которыми обильно покрыта белорусская земля. Актуальность такой работы продиктована самой жизнью. Дважды: в 1941 и в 1944 годах Беларусь становилась ареной кровопролитных боёв. Сотни тысяч бойцов пали в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Они отдали свою жизнь за Родину и стали для живущих ныне образцом мужества и патриотизма. Чтить память о них – святой долг каждого.

Целью педагогической деятельности является формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы на индивидуальных занятиях по истории.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

- мотивация учащихся;

- определение темы исследования;

- ознакомление учащихся с видами первоисточников по теме исследования;

- знакомство с архивами и сайтами, где можно найти необходимые архивные материалы;

- формирование у учащихся умений и навыков работы с электронными архивными источниками в системе Internet;

- формирование навыков работы с живыми носителями информации (интервьюирования);

- написание и защита исследовательских работ.

Работа ведётся на протяжении всего учебного года.

Обучение учащихся началам и основам исследовательской деятельности представляет собой последовательное, поэтапное, поэлементное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников, включая:

1)​ мыслительные умения и навыки;

2)​ умения и навыки работы с источниками информации;

3)​ умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

4)​ специальные исследовательские умения и способности (в старших классах) [4].

Необходимым условием подобной работы является высокая эрудированность и компетентность самого наставника, навыки работы с современными коммуникативными технологиями. Важно также установить связь с Управлением по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн (г. Минск), с поисковыми отрядами и компетентными органами местной власти (отделы идеологии).

 

  1. Описание технологии опыта

Выбор тематики не случаен. Тема Великой Отечественной войны как нельзя лучше способствует нравственному и патриотическому воспитанию учащихся, однако, в связи с быстрым ростом информации, время, отведенное  на изучение данной темы в курсе истории, значительно сократилось, вследствие чего учащиеся успевают на уроках получить лишь общее представление о происходивших событиях. В ходе исследовательской работы учащиеся имеют возможность углубить свои знания, привлечь к изучению местный материал, встретиться лицом к лицу с носителями информации и участниками Великой Отечественной войны, благодаря чему процесс познания становится более увлекательным, эмоционально насыщенным, вызывает сопереживание, что способствует лучшему усвоению материала.

Ведущей идеей опыта является формирование у учащихся компетенций, необходимых для успешной реализации себя в современном информационном обществе, таких как самостоятельность мышления, умение ориентироваться в потоке информации, принимать нестандартные решения, умение грамотно излагать и отстаивать свою точку зрения, готовность брать на себя ответственность.

Первым шагом индивидуальной работы с учащимися является выбор темы исследования, формулировка вопросов, на которые хотелось бы получить ответы, определение целей и задач исследования, планирование и разработка методики проведения исследования.

Рассмотрим порядок действий исследователя на примере одной из наших работ. К нам обратилась гражданка России Вера Савельевна Быковская с просьбой помочь ей найти место захоронения её отца, партизана отряда «Победа» партизанской бригады имени газеты «Правда». Согласно данным Национального архива Республики Беларусь, он числится захороненным между городами Жодино и Борисов.

Мы предположили, что Савелий Быковский может быть похоронен в городе Жодино в братской могиле в микрорайоне Заречье и поставили своей целью установить имена защитников Отечества, захороненных в названной братской могиле. Известно, что это воинское захоронение создано в 1948 году и первоначально называлось «Братская могила 12-ти воинов Советской Армии и партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В 1986 году по решению собрания работников совхоза «Заречье» на могиле были установлены мемориальные плиты с именами земляков, погибших на фронтах войны. В 1992 году Смолевичский райвоенкомат внёс эти фамилии в паспорт воинского захоронения. Так безымянная братская могила превратилась в именную. В приложении к паспорту значилось 23 фамилии. При этом какие-либо персональные данные о захороненных в паспорте отсутствовали, были указаны только фамилии и инициалы. Фамилия Быковского в этом списке не значилась.

Определив цель исследования, мы приступили к разработке его методики. Во-первых, необходимо было провести поисковую работу в Национальном архиве. Причём, в круг наших интересов входили не только документы партизанской бригады имени газеты «Правда», но и других партизанских формирований, действовавших в окрестностях Жодино в 1941-1944 годах. В первую очередь надо было просмотреть списки безвозвратных потерь партизанских отрядов. Заметим, эти списки можно найти не только в архиве, но и в Интернете на сайте ОБД «Мемориал», что значительно облегчило поиск и позволило после предварительного обучения привлечь к поиску самих учащихся. Во-вторых, необходимо было провести опрос местных жителей, работников совхоза «Заречье», попытаться установить персональные данные защитников Отечества, чьи фамилии значились на мемориальных плитах воинского обелиска (фамилия, имя, отчество, год рождения и другие), найти очевидцев и участников создания братской могилы. Их воспоминания также могли стать ценным источником в нашем исследовании.

В процессе сбора материалов по теме, учащиеся учатся работать с первоисточниками: находить их, выбирать наилучшую форму работы с каждым конкретным документом (просмотр, ознакомительное чтение, изучение материала). Всё это формирует умение критически воспринимать информацию, находить ответы на поставленные вопросы. Не менее важно и научить учащихся способам фиксации информации и способам её оформления (составление карточек, тетрадей), научить создавать «банк данных» по теме работы: выписки в виде конспекта, выписки цитат и т.п. [1].

После изучения литературы и создания банка данных по теме проводится систематизация накопленного материала. Архивные материалы, интервью и другие источники формируются по главам, проводится подбор методов его обработки. После проведения рефлексии полученных результатов можно приступать к планированию следующего этапа работы – оформлению результатов исследования.

Для иллюстрации воспользуемся приводимой выше работой.  Из воспоминаний местных жителей было установлено, как создавалась братская могила в совхозе Заречье, откуда переносились останки погибших, сколько человек в ней захоронено. Имён защитников Отечества, захороненных в братской могиле, местные жители не знали, и их установление было самой сложной частью нашей работы.

Ответ можно было найти только в архивных документах. И действительно, в фондах Национального архива Беларуси, в частности, в документах партизанской бригады имени газеты «Правда» был обнаружен ряд документов, в которых говорится о партизанской операции, проводимой отрядом «Победа» в ночь с 18 на 19 сентября 1943 года в окрестностях совхоза Заречье и о гибели пяти партизан, в том числе Савелия Быковского. Таким образом, наше предположение о захоронении Быковского в Заречанской братской могиле полностью подтвердилось.

Сложнее всего было установить фамилии лётчиков. О воздушном бое, который разыгрался в конце июня 1941 года над Жодино, вспоминали многие жодинские старожилы, но имён погибших лётчиков никто не знал. В конце концов благодаря документам Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации и помощи поисковиков удалось установить героический экипаж, вступивший в неравный бой над станцией Жодино. Проанализировав все факты, мы пришли к выводу, что в Заречанской братской могиле похоронены сержант Ф.И. Латаев и младший сержант М.Д. Миллион, стрелок-радист экипажа 223-го дальнебомбардировочного авиаполка.

Нам удалось установить десять имён из двенадцати. Имена двух красноармейцев, обнаруженных в начале июля 1944 года на окраине Заречья, установить не удалось. Можно только предположить, что это были бойцы 376 стрелкового полка 220 стрелковой дивизии, принимавшей участие в освобождении станции Жодино от немецко-фашистских захватчиков.

Все полученные результаты мы передали компетентным органам Жодинского горисполкома и обратились с просьбой об увековечении имён защитников Отечества, захороненных в Заречанской братской могиле. 9 мая 2014 года на обелиске воинского захоронения была торжественно открыта новая мемориальная плита.

Мы написали письмо и Вере Савельевне Быковской. Наконец-то она узнала, где похоронен её отец, геройски погибший в бою с немецкими захватчиками в сентябре 1943 года.

Результаты нашего поиска были оформлены в исследовательскую работу «На Заречанском обелиске напишут ваши имена...» (Приложение).

Заключительным этапом поисково-исследовательской деятельности стала защита работы на конкурсе. Был составлен текст, где в краткой форме представлялись основные положения исследовательской работы: цели, задачи, методы, формы работы и результаты, основные выводы. По тексту подготовлена презентация.

Мерилом успешности исследовательской работы учащихся является оценка жюри, полученная на конкурсе. Наша работа получила высокую оценку жюри и удостоилась диплома I степени на всех этапах Республиканского конкурса работ исследовательского характера учащихся учреждений образования, а также на открытой гуманитарной конференции школьных исследовательских работ «Вышгород-2016» (Маркеловские чтения).

Мерилом эффективности работы является признание её результатов в социуме. Применительно к данной работе, её можно считать достаточно эффективной. Во-первых, поисково-исследовательская работа увенчалась созданием новых знаний. Благодаря этим знаниям, через публикацию в местной газете общественность города Жодино узнала о подвигах защитников Отечества, захороненных в братской могиле в микрорайоне Заречье.

Немало дипломов в копилку женской гимназии принесли и другие поисково-исследовательские работы отряда «Катюша»: «Имена, возвращённые из забвения» о неравном бое советского бронепоезда № 47 с немецкими танками, произошедшем 30 июня 1941 года на станции Жодино; «Воздушные бои над Бобруйском: факты и домыслы» о масштабном воздушном сражении, которое произошло 30 июня 1941 года и в котором советская авиация по вине военного командования Западного фронта понесла огромные потери - более 100 бомбардировщиков, однако командование скрыло эти потери; «Вспомним их поимённо: братская могила № 1622 возле д. Криница», в которой мы установили имена 47 бойцов Советской Армии, погибших в 1944 году при освобождении Смолевичского района от немецко-фашистских захватчиков; «Секретная миссия агента Ханкевича» о партизанском связном, работавшем в 1943-1944 годах по заданию командования партизанской бригады «Смерть фашизму» старостой Жодинской волости; «Поиск продолжается: братская могила № 1628», в паспорте которой числится 26 человек, однако фактически захоронено 8 и только один из о списка, все остальные записаны ошибочно.

Результативность данного опыта для учащихся выражается в приращении  знаний по теме «Великая Отечественная война», умений и навыков поисковой работы в интернете, работы с живыми носителями информации, с архивными источниками, в развитии способностей учащихся, их личностных качеств и т.д.

По мере того, как учащиеся овладевают методикой поиска и новыми знаниями, растёт и эффективность их работы.

 

  1. Заключение

Напомним, основной целью данного педагогического опыта является формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы на индивидуальных занятиях по истории. Вместе с тем решаются и такие задачи, как воспитание активной гражданской позиции, высокой нравственности и патриотизма.

Достижение поставленной цели происходит путём проведения поисково-исследовательской работы, в которой учащийся и наставник выступают как партнёры и действуют совместно. Вместе определяют тему исследования, круг необходимых источников, методику проведения исследования, вместе занимаются поиском архивных документов в интернете, выезжают на места событий, встречаются с носителями информации и так далее.

Индивидуальная работа с учащимися показывает, что нестандартные ситуации исследования активизируют работу учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, эмоциональным, творческим. Вовлечённый в исследовательскую деятельность школьник осознаёт смысл и результат своих усилий. Знания, добытые самостоятельно, становятся прочно усвоенными и осознанными. Главное отличие таких учащихся – креативность, то есть творческое мышление. А исследовательская деятельность способствует формированию определённого опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению эксперимента и анализ его результатов. Таким образом учащийся вынужден самоопределяться, проектировать собственную образовательную траекторию, продумывать и организовывать условия её осуществления, вырабатывать стратегию нестандартных действий индивидуально и в коллективе, перестраивать собственные способы работы. В конечном результате, это приводит к развитию и формированию ключевых компетенций [3].

Важными условиями массового применения данного опыта являются: соответствующая материально-техническая база (компьютерные классы, интернет), подготовка педагогов в области использования информационно-коммуникационных технологий, помощь со стороны местных органов исполнительной власти.

Считаем, что данный опыт необходимо развивать, так как в ходе проведения поисково-исследовательской работы учащиеся не только учатся, но и создают новые социально значимые знания, что делает возможным практическое применение результатов проведённой работы.

 

Использованная литература

  1. Исследовательская деятельность учащихся. Методические рекомендации по написанию и оформлению учебного исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.by/view/1130000014979877/?*=NbZZRjUoUl1flBm2FZoE8jjQxeN7InVybCI6Imh0dHA6Ly9neW1uYXNpdW0ucHJ1emhhbnkuYnkvdXBsb2Fkcy9maWxlcy9tZXRvZGthYmluZXQvaXNzbGVkL3JlY29tZW5kX2lzc2xlZC5wZGYiLCJ0aXRsZSI6InJlY29tZW5kX2lzc2xlZC5wZGYiLCJ1aWQiOiIxMTMwMDAwMDE0OTc5ODc3IiwieXUiOiIxMjY1ODUwODQxNDM2OTcwMjQ1Iiwibm9pZnJhbWUiOnRydWUsInRzIjoxNTAzNDAxMDgxMTI3fQ%3D%3D&page=1&lang=ru
  2. Кодекс об образовании Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belzakon.net/%D0%9A%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B/%D0%9A%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D0%BE%D0%B1_%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%91/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_11
  3. Куимова, О.К. Опыт организации научно – исследовательской деятельности учащихся в школьном НОУ / Куимова Ольга Константиновна [Электронный ресурс]. – Код доступа: https://infourok.ru/statya_opyt_organizacii_nauchno__issledovatelskoy_deyatelnosti_uchaschihsya_v_shkolnom_nou-588017.htm
  4. Организация исследовательской деятельности в школе // Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся. Методические рекомендации. Автор-составитель Л.Н. Кульпина, канд. соц. наук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.by/view/1130000014979877/?*=RaTpBlN2f5xr6cBCIEr2Mqck00Z7InVybCI6Imh0dHA6Ly9taWdhbGF5dGUudWNvei5ydS9fbGQvMC82Ml9fX19fXy5kb2MiLCJ0aXRsZSI6IjYyX19fX19fLmRvYyIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMTQ5Nzk4NzciLCJ5dSI6IjEyNjU4NTA4NDE0MzY5NzAyNDUiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMiOjE1MDI4OTE4NzYwOTd9&lang=ru